ДЕНЬ ЗА ДНЕМ 

> ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПОЕЗДКИ

> ПРОЛОГ
2 июля

Москва - Брест - Horbów
3 июля
Horbów - Braunschweig
4 июля
Braunschweig - Reims - Paris
5 июля
Paris
6 июля
Paris
7 июля
Paris - Chartres

> ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗАМКИ
8 июля
Chartres - Chateaudun - Vendome - Blois
9 июля
Blois - Chambord -  Chaumont-Sur-Loire - Blois
10 июля
Blois - Cheverny - Villesavin - Blois
11 июля
Blois - Chateau de Blois - Valencay - Blois
12 июля
Blois - Chenonceau - Pagode de Chanteloup - Amboise - Tours
13 июля
Tours - Villandry - Azay-Le-Rideau - Tours
14 июля
Tours - Abbaye de Fontevraud - Cave de Saumur - Rochemenier - Angers
15 июля
Angers - Serrant - Chateau d'Angers - Angers
16 июля
Angers - St. Savin - Poitiers - Marais Poitevin - La Rochelle

> ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МОРЕ
17 июля
La Rochelle - Rochefort - Ile d'Aix - La Rochelle
18 июля
La Rochelle - Ile de Re - La Rochelle
19 июля
La Rochelle
20 июля
La Rochelle - Cognac - Angouleme
21 июля
Angouleme - Bordeaux
22 июля
Bordeaux - Dune du Pilat - Arcachon - Bordeaux
23 июля
Bordeaux - Marqueze - Biarritz
24 июля
Biarritz
25 июля
Biarritz

> ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГОРЫ
26 июля
Biarritz - Fabreges (Lac d'Artouste) - Route d'Aubisque (Col d'Aubisque) - Aucun
27 июля
Aucun - Cirque Gavarnie - Lourdes - Toulouse
28 июля
Toulouse
29 июля
Toulouse - St.Cirq-Lapopie - Sarlat-La-Caneda
30 июля
Sarlat-La-Caneda - Rocamadour - Gouffre de Padirac - Chaumeil - Chastagnol
31 июля
Chastagnol - Chaumeil - Suc-au-May - St. Augustin - Chastagnol

> ЭПИЛОГ
1 августа
Chastagnol - Ronchamp - Strasbourg
2 августа
Strasbourg
3 августа
Strasbourg - Colmar - Strasbourg
4 августа
Strasbourg - Dresden
5 августа
Dresden
6 августа
Dresden -
Horbów
7 августа
Horbów - Москва

ДО АТЛАНТИКИ И ОБРАТНО

Отчет об автомобильном путешествии по Франции 
в трех частях с прологом и эпилогом
летом 2005 г.


ЭПИЛОГ 

 ВПЕЧАТЛЕНИЯ

> НАШ РЕЙТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

> ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ

> Готика и романика

> Короли Франции и замки Луары

> С Запада на Восток

> Сыр и вино

> Коньяк

> НАШ АВТОМОБИЛЬ DAEWOO NEXIA

> Языки

> Банковские карточки

> Цифровая техника в поездке

> опыт gps-навигации

> Автохолодильник

> Путеводители

 

1 августа

Chastagnol - Ronchamp - Strasbourg

Дорога из французской глуши до Страсбурга (читай - в цивилизацию) заняла у нас 11,5 часов с остановкой на обед и заправку, а также с заездом в деревушку Роншан, а точнее - в церковь Нотр-Дам-дю-О (Notre-Dame-du-Haut).

Это небольшое, скромное на вид здание, построенное из безыскусного бетона и совершенно непритязательно отделанное. Тем не менее, его многие считают самым выдающимся шедевром церковной архитектуры XX века.

Предпоследняя часовня на этом месте сгорела от удара молнии в 1913 году. Ее преемница была разрушена бомбежкой во время налета германской авиации в 1944 году. После окончания Второй мировой ее собрались восстанавливать, но выяснилось, что дешевле построить новое здание. И тогда местные застройщики официально обратились в церковную Комиссию по религиозному искусству с просьбой посоветовать архитектора.

Два уроженца этих мест, входившие в Комиссию, решили поручить строительство новой церкви самому знаменитому французскому архитектору того времени — Ле Корбюзье. Однако натолкнулись на неожиданный отказ. Ле Корбюзье был воспитан в протестантской семье, истинно религиозным человеком не был, а церковь считал «мертвым институтом» и сотрудничать с ней не желал.

Однако заказчики не отступали. Они считали, что гений художника важнее его религиозного благочестия и уже сотрудничали с такими выдающимися мастерами, как Пьер Боннар, Марк Шагал, Фернан Леже и Анри Матисс. Ле Корбюзье уговорили изучить место для строительства, а потом пообещали полную свободу самовыражения. Сопротивляться такому предложению было невозможно, да и место оказалось привлекательным. Архитектор согласился и в 1950 году приступил к работе, продолжавшейся пять лет.

Получилась скромная церковка, удивительно гармонично вписанная в окружающее пространство. Кажется, что она здесь как-то сама собой выросла, причем очень давно, во времена катакомбных церквей первых христиан, которые Нотр-Дам-дю-О очень напоминает по духу.

Еще капелла похожа на деревенский дом, хижину, где живут люди. Крыша, хотя сделана из того же бетона, но имеет такую мягкую форму с закручивающимися краями, что кажется, будто она из соломы или какой-то легкой ткани, завернувшейся на ветру. Она скорее скульптурна, чем архитектурна, как будто вылеплена руками, а не собрана из несущих и несомых элементов.

Интерьер темноват, и в нем есть что-то первозданное, как будто капелла  целиком высечена из камня. Неровный пол, повторяющий поверхность холма. Провисающий потолок, как свод пещеры. Основной строительный материал — бетон — не спрятан за отделкой, а наоборот, демонстративно выставлен на всеобщее обозрение, а иногда даже подчеркнут следами опалубки.

Исповедальни вырублены в стене, как в скале. Есть три боковые капеллы с подчеркнуто минималистской обстановкой — один каменный алтарь. Сверху, из скрытого от глаз отверстия, на него льется дневной свет, делающий буквально зримым божественное присутствие.

В сиянии божественного света предстает и статуя Богоматери на алтарной стене. Она стоит в квадратном окне, оттого окружена солнечным ореолом, который царящий в помещении полумрак делает особенно ярким.

 

 Интерьер Нотр-Дам-дю-О очень "человечный"

В игре со светом явно чувствуется отсылка к готике, о которой напоминают и витражи южной стены. Сама же эта стена своей массивностью гораздо ближе к романскому стилю, а сознательная лапидарность отделки и обстановки выглядит своеобразным антибарокко. Так мастер сумел намекнуть чуть ли не на все архитектурные стили и в небольшом здании как бы собрать воедино историю церковной архитектуры.

А если вспомнить его негативное отношение к церкви, то капелла предстает перед нами мечтой атеиста о божьем доме: простом и уютном убежище. Никакой лишней символики, даже креста в плане нет, все максимально просто: ты, алтарь и Богоматерь.

Кстати, Ле Корбюзье удалось удивительно органично связать интерьер церкви с внешним пространством. Алтарь расположен у восточной стены не только внутри, но и снаружи, и все та же статуя в окне прекрасно видна извне. Получилась церковь, развернутая изнутри в мир, и когда на Великие праздники в Роншан приезжает до 30 тысяч человек, то богослужение проводится со скромного алтаря в наружных хорах. И все здание целиком становится своеобразным алтарем, а храмом выступает холм с деревьями и небом.

Католическая церковь до сих пор относится к шедевру настороженно, предпочитая, чтобы здание было «работой веры», а не функциональным пространством. Но к Богу можно прийти разными путями, а Его присутствие в капелле настолько очевидно, что работа Ле Корбюзье получила в конце концов заслуженное признание не только поклонников архитектуры, но и верующих и священнослужителей.

На нас церковь произвела странное, но сильное впечатление. С одной стороны, понятно, что это храм, причем католический, так как внутри есть скамьи, витражи (очень современные), свечи и капеллы (тоже очень своеобразные). С другой стороны, все это строение сильно напоминает первобытную пещеру с неравномерно пробитыми окнами, неровным потолком и стенами. Чувствуется здесь какая-то земная сила, первозданность, характерная, наверно, для времен первого христианства, когда богослужения совершались в катакомбах.

 

Скульптурное понимание архитектуры

 

В Страсбург мы прибыли к вечеру под начавший накрапывать дождик. Найдя с помощью верного друга TomTom наш отель, мы перекусили в ближайшей пиццерии, услышали странный язык, на котором разговаривали в пиццерии (эльзасский - наполовину немецкий, наполовину французский), и залегли спать, полные впечатлений.

 

2 августа

Strasbourg

Это должно было случиться хоть раз за пять недель нашего путешествия! Нам не повезло с погодой! Проснувшись утром, мы увидели серость за окном и непрерывно моросящий дождь. Тем не менее, собравшись с духом, мы устремились в город. Минут 15 ходьбы - и мы уже в центре Страсбурга. Дождь продолжался, поэтому, мы первым делом зашли в Страсбургский собор.

Строился он почти 250 лет и только на народные деньги. Кроме обычных жителей города никто и никогда не выделял финансирования на это строительство. Согласно некоторым легендам, именно поэтому у собора всего одна башня (колокольня), якобы на другую просто не собрали денег. Камень для строительства брали с соседних Вогезских гор. А еще собор представляет собой смешение стилей - из-за длительного времени строительства. Южная сторона выполнена в романском стиле, а готический западный фасад впечатляет своей ажурной резьбой по камню и лепкой окна-розы.

 

Собор - центр Страсбурга

 

Внутри собора можно гулять очень долго, рассматривая старинные витражи. Они сильно отличаются от витражей Шартрского собора, где доминирует синий цвет. Здесь главный оттенок другой, желто-золотистый, чтобы подчеркнуть мягкий свет солнца. К сожалению, из-за пасмурной погоды мы не смогли оценить этого эффекта в должной мере.

В интерьере собора также совершенно явственно прослеживается смешение стилей. Хор и колонны вокруг него романские, а нефы уже готические, с нервюрными стрельчатыми сводами. Огромные астрономические часы работают уже несколько веков и сегодня собирают вокруг себя множество туристов. Разглядывать все это весьма увлекательно.

Отогревшись в соборе после дождя (кстати, мы отметили, что в жару мы всегда заходили в соборы, чтобы охладиться, так как там было прохладно, а сейчас, когда на улице был ветер и холодно, в соборе можно было чудно согреться), мы отправились на прогулку в квартал «Маленькая Франция» (Petite France). Квартал этот действительно маленький, несколько очень красивых домов, старинные крепостные башни, ресторанчики, сувенирные лавки, маленькие каналы (венецианская идея).

 

Квартал "Маленькая Франция" Одна из оборонительных башен Страсбурга

 

Нагулявшись по маленькой Франции, мы решили отобедать. Страсбург - город не дешевый. Цены здесь гораздо выше, чем, скажем, в той же Ла-Рошели. Но тем не менее, место для обеда было найдено, еда была вполне вкусной, но без особых излишеств. И, кстати, в первый раз во Франции нам подали нормально прожаренную телятину и баранину - это просто нас изумило! Наверное, здесь уже чувствуется влияние соседки Германии.

Вторая половина дня была посвящена прогулке на речном кораблике по реке Иль. Такая поездка стоит недорого, занимает час с небольшим и дает прекрасную возможность почувствовать и увидеть Страсбург с воды. К тому же у нас не было особого выбора - в дождь идти больше было некуда, да и не хотелось, а кораблик был с прозрачными стенами и крышей, на нем было тепло и уютно. Довершил удовольствие аудиогид на русском языке. Кстати, здесь в третий раз за время нашего путешествия (если не считать Парижа) мы услышали русскую речь на улицах.

В общем, мы осмотрели историческую часть Страсбурга со всех сторон. И завершили день коньяком в одном из ресторанчиков.

 

3 августа

Strasbourg - Colmar - Strasbourg

Последний день во Франции был посвящен поездке в Кольмар. Дорога от Страсбурга до Кольмара занимает около часа - нам встречались то пробки, то ремонт дороги, то объезды и скопления машин. В городе мы встали на огромный подземный паркинг, в двух минутах ходьбы от центра города.

Кольмар производит впечатление городка, что называется, с открытки. Нам кажется, что по нему надо просто побродить, почувствовать душу города и зайти именно туда, куда тебя тянет.

 

Кольмар выглядит совершенно немецким городом Аист - символ Эльзаса Живые аисты тоже встречаются

 

Повсюду цветы и живописные фахверковые дома. Есть и весьма оригинальные здания, например, «Дом голов» (Maison des Tetes). На его стенах размещены всяческие головы людей и животных, зачастую с весьма своеобразными выражениями лиц, чтоб не сказать - рож! Этот дом когда-то заказал построить себе купец, ставший впоследствии главой Кольмара, то есть попросту говоря, бургомистром. Видимо, человек был с фантазией :-)

 

Фасад "Дома голов" просто усыпан скульптурными рожами

 

А еще Кольмар - это город, в котором сочетается архитектура и живопись. Как оказалось, здесь весьма богатое собрание картин Матиаса Грюневальда и Мартина Шонгауэра, который, как выяснилось, тоже был уроженцем этого городка. Его знаменитая «Мадонна в беседке из роз» выставлена в церкви Сен-Мартен (Collégiale Saint-Martin).

Другая достопримечательность города - Изенхеймский алтарь XVI века, необыкновенное творение Грюневальда, перед которым больные молились о чудесном исцелении. Он экспонируется в музее Унтерлинден (Musee dUnterlinden) который занимает здание бывшего доминиканского монастыря. Здесь же выставлены другие его работы, а также полотна старых немецких мастеров, для нас - большая редкость, поскольку в российских музеях они практически отсутствуют

В остальном музей не особо интересен. Главные его сокровища расположены только на его первом этаже, в отделе живописи. Все прочее нам показалось случайным собранием старинных вещей. Так что час-полтора на его посещение вполне достаточно.

Обед в этот день тоже удался. В Кольмаре одно из самых распространенных блюд - это ассорти из мяса (свинина, баранина и что-то типа сосиски) вместе с горой тушеной кислой капусты. Здесь все едят это в огромных количествах. Пилот взял жареную свиную рульку с этой самой капустой, но всю порцию не осилил, что с ним случается чрезвычайно редко.

В Кольмаре также множество самых разнообразных и уютных магазинчиков. Есть сетевые супермаркеты (типа Monoprix), а есть и маленькие лавочки, например, со всякой домашней утварью. Мы там купили простые, но вполне элегантные бокалы для вина.

Поскольку это был наш последний день во Франции в этом путешествии, вечером мы отправились в центр Страсбурга - смотреть светомузыкальное шоу на фасаде Страсбургского собора. Афиши, извещающие о том, что в 10 вечера на соборной площади каждый день бывает представление, были расклеены по всему городу.

В пять минут одиннадцатого на соборе начали «бить» часы. Били они долго - шесть минут. Мы уже даже засомневались, правильно ли поняли объявления, но толпа народа, запрудившая улочку перед собором, все-таки наводила на мысль, что все ждут того же, что и мы.

Наконец, часы затихли, грянула музыка и фасад собора осветился золотистым цветом... Представление длилось около 12 минут, световые эффекты сменяли один другой, звучала музыка Прокофьева и Чайковского и казалось, что мы находимся в гигантском завораживающем театре. В общем, зрителям этого шоу незабываемые впечатления обеспечены.

 

Вечерний Страсбург живописен Светомузыкальное шоу на фасаде собора

 

Налюбовавшись представлением, мы переместились к реке, где увидели другое шоу. Возле Дворца Роганов плескались фонтаны, звучал Моцарт, фонтаны также подсвечивались огнями. Мы и там провели добрых 20 минут наслаждаясь игрой света, воды и сменяющих друг друга кадров (слайд-шоу на тему эпохи Людовика XIV). На третье представление (на плотине в районе «Маленькая Франция) мы уже не пошли, так как наутро надо было рано вставать и начинать дорогу к дому - ехать в Германию...

 

4 августа

Strasbourg - Dresden

Если по дороге из Германии во Францию (см. запись от 4 июля) мы наблюдали хоть какое-то подобие бывшей границы между странами, то по дороге из Франции в Германию намек на границу отсутствовал вообще. Мы просто проехали по Страсбургу, пересекли Рейн по мосту Европы (из-за названия казалось, что это какой-то величественный мост, но на деле он оказался обычным, маленьким сереньким мостиком, каких в России пруд пруди) и сразу же оказались в другой стране. Дорожный знак выезда из Страсбурга и тут же появившиеся со всех сторон надписи на немецком языке дополнили впечатление. Прощай, Франция! (Надеемся, что не навсегда :-))

Дорога из Страсбурга до Дрездена заняла у нас 7 часов 20 минут, включая две остановки (часа на полтора в сумме) для заправки, туалета и мини-обеда.

В сравнению с немецкими автобанами, французские, на наш взгляд, все-таки выигрывают, хотя, когда едешь по Германии, в это трудно поверить. Тем не менее, у французских дорог покрытие более ровное и гладкое, меньше стыков на самом асфальте, и потому автобан тише и глаже. Хотя, конечно, французские трассы в большинстве своем платные (если это именно автобан), а в Германии ситуация прямо противоположная: все автобаны бесплатные, их существенно больше, да и развязки часто «покруче» французских: с автобана на автобан можно переезжать не снижая скорости.

Довольно часто нам попадались польские машины, тащившие за собой на прицепе какие-нибудь французские или немецкие автомобили, иногда совсем старые или сильно разбитые. Видимо, ремонт и торговля впоследствии этими машинами составляют определенную долю заработка польских панов.

Нам показалось, что польские фуры ведут себя на трассе чаще наглее других - есть у них привычка вылезать на соседнюю полосу с целью обгона другой такой же фуры. И если автобан двухполосный, то для легковых машин такой обгон - радость небольшая, так как фура очень медленно обгоняет соседа из-за своей массы и невозможности быстро разогнаться.

Еще одно маленькое практическое замечание деликатного свойства. Несмотря на то, что на немецких зонах отдыха, включающих в себя автозаправку, кафе, магазинчик (такие зоны расположены через определенные довольно равные промежутки времени, хотя между ними встречаются и другие - попроще - только туалет и место для парковки и пикников), туалет бесплатный, все выходящие кладут на маленький поднос монетку в районе 0,50 евро. Не класть туда копеечку вроде бы даже неловко - так как туалеты здесь, как водится, сверкают чистотой и благоухают.

В Дрездене мы оказались в пять часов вечера. Найдя заранее забронированный отель (Etap), мы поехали в город погулять. После Франции Дрезден не произвел на нас впечатления. Нет в нем очарования, милых домиков, уюта. Дворец Цвингер выглядит, конечно, весьма грандиозным сооружением, но несколько тяжеловатым, каким-то бюргерским. Другие здания (Библиотека, театр) также показались недостаточно изящными.

 

Замок Цвингер - немецкое барокко Серьезная немецкая архитектура

 

Единственным, что поразило в этот вечер, была выцарапанная в камне русская надпись «Музей проверен мин нет», случайно увиденная нами на стене Цвингера. Такое живое напоминание истории глубоко нас тронуло, особенно с учетом того, что отец Пилота 9 мая 1945 года встретил именно в Дрездене. Почему-то сразу представился весь ужас Второй Мировой, и стало даже слегка не по себе. А казалось бы - всего-то надпись на стене здания...  

Память о войне

 

5 августа

Dresden

Посещение Цвингера было фактически единственным нашим занятием в Дрездене. Этот дворец саксонских королей был почти полностью разрушен во время войны (в сувенирных магазинчиках в музеях мы видели альбомы с фотографиями города и этого дворца времен войны - зрелище удручающее и печальное). Реально после войны от домов в Дрездене и от самого дворца остались только стены, да и те не всегда. Абсолютно все было здесь в руинах. Сейчас же дворец выглядит очень здорово. Хотя кое-где еще идут мелкие работы, что-то подкрашивают, восстанавливают, сохраняют - но в целом он производит очень положительное впечатление.

Прогулявшись во дворе, мы вошли внутрь, в знаменитую Дрезденскую галерею. Здесь находится знаменитая «Сикстинская Мадонна», а также работы Дюрера, Ван Эйка (которого мы, к сожалению, не увидели, так как его картины забрали для выставки Ван Эйка в том же Дрездене, начинавшейся с 8 августа), полотна Рембрандта и Рубенса.

После картин мы посмотрели выставку предметов из королевской сокровищницы - типа нашей Оружейной палаты вкупе с Алмазным фондом. Здесь есть просто потрясающе оригинальные работы из слоновой кости, исключительно красивые и изящные вещицы придворных мастеров из драгоценных и полудрагоценных камней, смотря на которые испытываешь настоящее эстетическое удовольствие.

Также мы сходили в физико-математический кабинет (так названа выставка всевозможных циркулей, древних астролябий, песочных часов, солнечных часов, которая представлена в одном из павильонов дворца), и еще побродили по выставке фарфоровых вещей также из коллекции немецких королей (здесь мы были потрясены огромной вазой с букетом, цветы которого все без исключения сделаны из фарфора - ну очень тонкая работа!).

Насмотревшись всевозможных ценностей, нагулявшись по дворцу и его парку, зайдя в церковь тут же, рядом с дворцом, на другой стороне площади, мы перекусили пивом с сэндвичами и немецкой колбаской на террасе кафе прямо над Эльбой и еще чуть-чуть прогулялись по городу. Хотя гулять в Дрездене почти негде, и в момент нашего пребывания в нем вся его центральная часть представляла собой одну большую стройку (точно как в Питере перед его 300-летием). Поэтому заехав по дороге в отель в пару торговых центров (из любопытства), поехали окончательно в отель. При этом нам показалось, что «совком» в Дрездене все-таки попахивает. Есть что-то неуловимое в архитектуре, в магазинах, в манере поведения продавцов, что напоминает родину. Это, конечно, не выпячивается, и чувствуется совсем-совсем слабо, но все равно чувствуется...

 

Взгляд на Восток

 

6 августа

Dresden - Horbów

Каким бы длинным ни был отпуск, в какой-то момент он имеет обыкновение подходить к концу. Мы попрощались с Западной Европой в 9 утра, взяв курс от Дрездена на восток. Погода была неважная – накрапывал дождик, периодически переходящий в настоящий дождь.

До границы с Польшей добрались за час с хвостом. А переход ее занял около 30 минут.  Из этих 30 минут 20 ушло просто на стояние в очереди, а 10 – на проверку документов. Паспорта у нас взял таможенник, попросил отогнать машину в сторонку. Штурман сидел в машине, а Пилот стоял рядом. Таможенник унес наши паспорта в кабинку, поставил там штампики, что-то занес в компьютер, отдал нам паспорта, и мы покатили дальше уже по польской земле.

Отъехав 10 шагов от границы, мы заправились польским бензином. Дождь лил не переставая, но мы потихоньку двигались. Судя по карте через 60 км нас должна была ожидать супертрасса до самого Вроцлава. Но надежды оказались ложными. Трасса еще только строится, и работала только ее половина, разделенная на две встречные полосы. Кое-где виднелись дорожные рабочие, что-то там мостившие. В результате мы тащились крайне медленно (около 70 км/час) в длиннющем потоке машин и с каждым часом начинали нервничать все больше, так как время шло, а продвигались мы, прямо скажем, с трудом. Только за Вроцлавом, где-то в районе Sycow стало полегче и посвободнее.

Мы доехали до Piotrkow Trybunalski, направились в сторону Варшавы, но во Mszczonow взяли направо, чтобы объехать столицу - через Grojec, Gora Calwaria в Minsk Mazowiecki. Но перед  Gora Calwaria поток машин стал замедлять ход, и вскоре просто встали посреди чистого поля. Навстречу машин поначалу тоже не было, и только минут через 20 на встречной полосе кто-то появился.

Не сговариваясь, и мы, и наши польские собратья по несчастью, решили, что надо перехватывать встречных «ездоков» и узнать у них, в чем там впереди дело. Первые несколько машин гордо проигнорировали наше махание руками. Но минут через пять Пилоту удалось затормозить каких-то поляков. Из машины высунулась голова и начала что-то быстро-быстро говорить по-польски.  Пилот опять стал судорожно махать руками, на сей раз поляку из стоящей впереди нас машины: «Мол, подойди, поговори!». В общем, театр пантомимы!

Из расспросов выяснилось, что впереди на трассе какая-то проблема (какая – мы так и не поняли),  и что стоять нам тут еще и стоять – часа три как минимум. Многие машины стали разворачиваться и мы поняли, что выбора у нас нет: придется ехать проездом через Варшаву.

Штурман уселся за руль, и мы покатили дальше. Пилот начал разбираться с «наладонником» и картой, чтобы определить, где мы находимся и как кратчайшим путем подъехать к Варшаве. До нее мы добрались засветло через Piaseczno.

С Божьей помощью, а также помощью указателей (которые иногда попадались) и карты в «наладоннике» Штурман провел «Ксюху» через столицу Польши и выехал на дорогу, ведущую к границе с Белоруссией. Стало темнеть, мы устали, но были полны решимости добраться почти до границы. Хотелось утром оказаться там как можно раньше, чтобы избежать семичасового стояния, как это было по дороге в Европу.

Временами Штурман пристраивался «в хвост» какому-нибудь поляку, мчащемуся по родным дорогам и «пилил» за ним, сколько мог, пока «спонсор» не сворачивал куда-нибудь или не прибавлял газу настолько, что Штурман уже не рисковал так мчаться в темноте по незнакомой дороге.

В результате мы все-таки добрались к десяти часам вечера до отеля, в котором мы ночевали после прохождения границы 2 июля. Мы провели за  рулем 13 часов! Для нас в этой поездке это было рекордом. «Наш» отель добродушно принял нас, выделив нам тот же номер, в котором мы ночевали 2 июля. В общем, круг замкнулся. Почти…

 

7 августа

Horbów - Москва

Пробудившись ни свет ни заря, поехали к границе. Наткнулись на очередь. Стали терпеливо ждать, параллельно завтракая в машине. Утолив голод, Пилот отправился общаться с народом. Спустя какое-то время кто-то в очереди сказал ему, что машинам с российскими номерами можно не стоять в очереди, так как таможенники  разбираются со своими белорусами и поляками, а россиян пропускают, так как они равно транзитники. Пилот уточнил сию информацию у надутого офицера, стоявшего возле таможенного шлагбаума, и тот, нехотя кивнув, сказал, что мы можем проезжать на саму границу, к будочкам. Так, в очереди мы провели часа полтора.

На границе заполнили бумажки, показали техпаспорт, честно признались таможеннику, что у нас перебор спиртного, хотя точного количества. Пилот, наученный в очереди бывалыми людьми, вложил в свой паспорт десять евро, которые таможенник аккуратненько оттуда при нем же и вытянул и… спустя каких-то полчаса мы были выпущены на волю!

Обратная дорога до Москвы ничем особо примечательным не запомнилась. Разве что после Европы неприятно поразило привязанное намертво к бензоколонке ведро с водой, в котором болталась губка на палке – для мытья машинных стекол. Наши эмоции в связи с этим можно прочесть в главе «С Запада на Восток».

К дому подкатили где-то в 20.30, на счетчике – 9.663 километра!

В тот день в голове не укладывалось, что мы совершили такое большое автомобильное путешествие. Осознание этого пришло позже: когда смотрели потом на карту, писали данный отчет, рассказывали друзьям…

Но теперь мы точно знаем, что путешествовать так исключительно интересно, что мы можем это сделать, несмотря на все трудности, и, надеемся, что сделаем это еще не один раз!

 

< предыдущая глава

в начало

следующая глава >

 
 

к списку отчетов

 

© 2005, Пилот и Штурман 

Designed by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...

 Рейтинг@Mail.ru