ДЕНЬ ЗА ДНЕМ 

> ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПОЕЗДКИ

> ПРОЛОГ
2 июля

Москва - Брест - Horbów
3 июля
Horbów - Braunschweig
4 июля
Braunschweig - Reims - Paris
5 июля
Paris
6 июля
Paris
7 июля
Paris - Chartres

> ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗАМКИ
8 июля
Chartres - Chateaudun - Vendome - Blois
9 июля
Blois - Chambord -  Chaumont-Sur-Loire - Blois
10 июля
Blois - Cheverny - Villesavin - Blois
11 июля
Blois - Chateau de Blois - Valencay - Blois
12 июля
Blois - Chenonceau - Pagode de Chanteloup - Amboise - Tours
13 июля
Tours - Villandry - Azay-Le-Rideau - Tours
14 июля
Tours - Abbaye de Fontevraud - Cave de Saumur - Rochemenier - Angers
15 июля
Angers - Serrant - Chateau d'Angers - Angers
16 июля
Angers - St. Savin - Poitiers - Marais Poitevin - La Rochelle

> ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МОРЕ
17 июля
La Rochelle - Rochefort - Ile d'Aix - La Rochelle
18 июля
La Rochelle - Ile de Re - La Rochelle
19 июля
La Rochelle
20 июля
La Rochelle - Cognac - Angouleme
21 июля
Angouleme - Bordeaux
22 июля
Bordeaux - Dune du Pilat - Arcachon - Bordeaux
23 июля
Bordeaux - Marqueze - Biarritz
24 июля
Biarritz
25 июля
Biarritz

> ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГОРЫ
26 июля
Biarritz - Fabreges (Lac d'Artouste) - Route d'Aubisque (Col d'Aubisque) - Aucun
27 июля
Aucun - Cirque Gavarnie - Lourdes - Toulouse
28 июля
Toulouse
29 июля
Toulouse - St.Cirq-Lapopie - Sarlat-La-Caneda
30 июля
Sarlat-La-Caneda - Rocamadour - Gouffre de Padirac - Chaumeil - Chastagnol
31 июля
Chastagnol - Chaumeil - Suc-au-May - St. Augustin - Chastagnol

> ЭПИЛОГ
1 августа
Chastagnol - Ronchamp - Strasbourg
2 августа
Strasbourg
3 августа
Strasbourg - Colmar - Strasbourg
4 августа
Strasbourg - Dresden
5 августа
Dresden
6 августа
Dresden -
Horbów
7 августа
Horbów - Москва

ДО АТЛАНТИКИ И ОБРАТНО

Отчет об автомобильном путешествии по Франции 
в трех частях с прологом и эпилогом
летом 2005 г.


ГОТИКА И РОМАНИКА

 ВПЕЧАТЛЕНИЯ

> НАШ РЕЙТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

> ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ

> Готика и романика

> Короли Франции и замки Луары

> С Запада на Восток

> Сыр и вино

> Коньяк

> НАШ АВТОМОБИЛЬ DAEWOO NEXIA

> Языки

> Банковские карточки

> Цифровая техника в поездке

> опыт gps-навигации

> Автохолодильник

> Путеводители

 

 Одним из основных «художественно-культурных» впечатлений от нашего путешествия было сравнение романской и готической церковной архитектуры. Для россиянина, привычного к византийскому крестово-купольному типу церквей, и готика, и романика - стили настолько «культурно далекие», что едва ли не сливаются воедино.

На нашем маршруте храмы обоих стилей попадались во множестве, и воспользовавшись удобным случаем, мы попытались отделить одно от другого.

Только сначала оговоримся: очень трудно передать словами и фотографиями архитектурные впечатления. Архитектуру надо проживать, ходить по зданию, останавливаться, садиться, менять ракурсы, рассматривать детали, мысленно прослеживать конструкцию, прислушиваться к собственным ощущениям. На месте мы это с удовольствием проделывали, а теперь хотим только поделиться ощущениями и обретенными знаниями.

Мы, естественно, предназначали эту главу не специалисту, а собрату-путешественнику, желающему получить удовольствие от созерцания памятников архитектуры. К сожалению, как мы ни старались, но обойтись без некоторых специальных терминов не удалось. Все, что мы смогли сделать, чтобы облегчить жизнь читателю, это сопроводить текст поясняющими  рисунками и собственными фотографиями.

***

Западная церковь унаследовала от раннего христианства базиликальную форму храма. Базиликой в Риме называли прямоугольное здание, чье внутреннее пространство было разделено продольными рядами колонн на несколько (3 или 5) пролетов, называемых нефами. В противоположном от входа конце располагалась апсида. В Риме базилика была гражданским помещением, преимущественного судебного и торгового назначения, но впоследствии при императоре Константине большинство базилик было отведено для христианских богослужений.

Схема римской базилики

Развитие церковной архитектуры привело к тому, что в плане храмов стал использоваться крест. Византийская, а вслед за ней и русская церковь используют равносторонний греческий крест. Естественно, что западные церкви используют латинский крест: продольные нефы базилики пересеклись поперечным нефом (или нефами) так называемого трансепта.

Пример храма с трансептом - в основе плана латинский крест Пример крестово-купольного храма - в основе плана греческий крест

Обнаружение и «проживание» этого креста - первое удовольствие, которое можно получить, бродя по романской или готической церкви. Количество нефов, их «отражение» в архитектуре фасада, форма трансепта, оформление средокрестия (пересечения трансепта и центрального нефа) и трех выходов, распадение креста на отдельные объемы или слияние его в цельную форму - все это настолько различно у разных храмов, что каждый раз воспринимается по-новому.

***

Для романского храма характерны массивные стены и фасады, едва прорезанные небольшими окнами, а также тяжелые своды, покоящиеся на полуциркульных арках и массивных колоннах. Сами стены тоже являются несущими элементами и зачастую «подпираются» снаружи тяжелыми контрфорсами, чтобы погасить сильный боковой распор свода (арка, подобно луку, стремится распрямиться, и ее надо «подпирать» с боков).

Ощущение тяжести, массивности, весомости свода и его давления на стены и колонны - основное впечатление от романской архитектуры. На нашем пути встретилось три замечательных романских собора.

16 июля мы были в небольшой церкви Сен-Савен-сюр-Гатан (Saint Saven sur Gartemp), которая знаменита прежде всего росписями свода XI века - едва ли не единственными в мире фресками, сохранившимися с тех времен. Ее даже называют Сикстинской капеллой средних веков. Мы, конечно, пытались воздать должное этим росписям, но до конца проникнуться ими не смогли, поскольку не смогли толком разглядеть :-( Во-первых, они заметно выцвели от времени, а во-вторых, в храме темно, что для романской архитектуры характерно.

Росписи свода церкви Сен-Савен-сюр-Гатан

Своды боковых нефов иной формы, чем центральный, но тоже массивные. Поскольку колоннам приходится нести большую тяжесть, то они расположены довольно близко друг к другу, что особенно заметно в алтарной части. Помещение получается довольно тесным.

Несущие колонны Алтарная часть

Снаружи церковь тоже выглядит характерно: «прилипшие» к стене контрфорсы, небольшие окна, башня над средокрестьем. Мы обратили внимание на ярко выраженное выделение капелл и трансепта в отдельные объемы.

План церкви Сен-Савен-сюр-Гатан
 Боковая стена с контрфорсами
Алтарная часть и северная сторона трансепта

В тот же день мы оказались в Пуатье, где зашли в собор Нотр-Дам-ля-Гранд (Notre Dame la Grande de Poitiers). Он гораздо больше Сен-Савена и демонстрирует влияние восточной архитектуры, но характерные черты романского стиля свойственны и ему. Полуциркульные арки, несущие тяжелый свод центрального нефа, теснота боковых нефов, тяготеющие к отдельным объемам капеллы... Интересно, что крест в плане собора выражен неярко, только мы не знаем, был в этом какой-нибудь глубокий замысел архитектора.

План собора Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье
Центральный неф и полукруглые арки свода Теснота бокового нефа
Восточная часть снаружи

Самой большой романской церковью в мире считается базилика Сен-Сернен в Тулузе (Basilique Saint Sernin de Toulouse), где мы были 28 июля. Она действительно гораздо больше предыдущих, и к тому же пятинефная. Свод центрального нефа поддерживается все теми же полукруглыми арками, но он вознесен высоко, что дало возможность сделать вверху два ряда окон.

План базилики Сен-Сернен в Тулузе
 Свод центрального нефа
 
Центральный неф. Вид в сторону алтарной части

Тулуза стояла на знаменитом пути к гробнице св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела, а потому ее постоянно посещали паломники. Чтобы дать им возможность обойти храм, не мешая службе, в паломнических церквях делали так называемый деамбулаторий, или обход хора: своеобразная галерея вокруг алтаря с венцом капелл. Для массивных и тесных романских церквей обход хора - большая редкость, однако тулузским зодчим удалось решить эту непростую инженерную задачу. Капеллы хорошо видны снаружи.

Обход хора базилики Сен-Сернен в Тулузе Алтарная апсида с капеллами

Однако романская конструкция здания сильно затрудняла строительство больших храмов. Полукруглая арка, перекрывающая большое пространство, должна нести еще более тяжелый свод, которого несущие конструкции не выдерживают. А города росли и нуждались в больших соборах, могущих вместить все население. Увеличивалось и количество паломников, что, как уже говорилось, требовало большего пространства, да еще и по-другому организованного.

***

Эти факторы в числе прочих вызвали к жизни совершенно новую идею, основанную на применении стрельчатой арки вместо полукруглой. Казалось бы, совсем небольшая разница, однако она привела к огромным переменам, в результате которых и появился готический храм.

Основное его отличие от романского, кроме замены полукруглой арки на стрельчатую, - это каркасная конструкция, где стена перестает быть несущим элементом, легкий свод опирается на ребра-нервюры, колонны разгружаются, а боковой распор свода аркбутанами передается на вынесенные далеко от стены контрфорсы. Они видны только снаружи, а внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены. Здание становится легче в прямом и переносном смысле, а потому его можно сделать большим и одновременно изящным. А поскольку стена перестает нести нагрузку, то в ней находится место для огромных окон и витражей.

Схема распределения нагрузки готического храма

Заодно готическая конструкция выразила богословскую символику: храмы устремились вверх, к небесам, а их внутреннее пространство оказалось освещено сиянием божественного света, льющегося через многочисленные окна и витражи.

Первым готическим собором в истории церкви и архитектуры стало творение аббата Сугерия - базилика Сен-Дени, где мы были 6 июля. Чтобы понять смелую новизну готики, достаточно было сравнить темную приземистую романскую крипту (помещение под хорами) с перестроенным Сугерием обходом хора, повторяющем крипту в плане, но ажурным и легким. Стрельчатая арка позволила увеличивать высоту, не увеличивая ширину, легкий свод вознесся высоко и оперся на нервюрные тяги, идущие снизу вверх вдоль колонн. Галереи образуют с капеллами единое целое; пространство больше не делится на отдельные ячейки, и, главное, появляется свет из огромных окон.

Обход хора базилики Сен-Дени Крипта Центральный неф с готическим нервюрным сводом

Новая архитектура восхитила современников и быстро стала распространяться по Франции и за ее пределы. Например, собор в Шартре, чей фасад выдает романское происхождение, достраивался уже как готический храм и неслучайно знаменит своими витражами. А знаменитый собор Парижской Богоматери - уже готика в чистом виде, хотя еще ранняя. Контрфорсы вынесены далеко наружу, боковой распор передается на них изящными аркбутанами, а все нефы, капеллы и трансепт слились в единый объем. Однако фасад еще не выглядит столь устремленным в небо: его вертикали уравновешены горизонталями.

План собора Парижской Богоматери  
Алтарная часть с капеллами
Западный фасад

Вершина зрелой французской готики - собор в Реймсе. Его фасад выдает неукротимое стремление к небесам, а поверхность стены, в парижском соборе еще заметная, растворилась в бесчисленных арках, окнах и пинаклях. Свод держится на нервюрах, стены поддержаны аркбутанами и вынесенными в сторону контрфорсами, пространство между ними занято витражами. Контрфорсы с аркбутанами, своебразный скелет готического собора, стали одной из самых важных составляющих готической конструкции.


План собора в Реймсе
Западный фасад
Свод центрального нефа
Контрфорсы, аркбутаны и витражные окна

Готика стала настолько модной, что она вытесняла прежнюю архитектуру не только при постройке новых храмов, но и при перестройке и расширении старых. Так собор в Бордо в ходе реконструкции сохранил совершенно романский фасад, но приобрел готический свод. Причем за долгое время строительства мода изменилась, и на более поздних ячейках свода появились дополнительные ребра, не несущие никакой функциональной нагрузки, а служащие только украшениями.

 Главный фасад собора в Бордо Центральный неф с разными ячейками свода

К сожалению, мы двигались по Франции в направлении, как бы противоположном течению развития архитектуры: от Реймса к Тулузе, а не наоборот. Но мы все равно попытались проследить эту линию развития и ощутить дух эпохи, выразившийся в архитектурных особенностях храмов. Теперь романика и готика уже совсем не кажутся нам похожими друг на друга, и мы будем рады, если этим отчетом нам удастся заразить еще кого-нибудь поизучать и почувствовать эти два архитектурных стиля.

 

 

< предыдущая глава

в начало

следующая глава >

 
 

к списку отчетов

 

© 2005, Пилот и Штурман 

Designed by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...

 Рейтинг@Mail.ru