ДЕНЬ ЗА ДНЕМ 

> ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ПОЕЗДКИ

> ПРОЛОГ
2 июля

Москва - Брест - Horbów
3 июля
Horbów - Braunschweig
4 июля
Braunschweig - Reims - Paris
5 июля
Paris
6 июля
Paris
7 июля
Paris - Chartres

> ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗАМКИ
8 июля
Chartres - Chateaudun - Vendome - Blois
9 июля
Blois - Chambord -  Chaumont-Sur-Loire - Blois
10 июля
Blois - Cheverny - Villesavin - Blois
11 июля
Blois - Chateau de Blois - Valencay - Blois
12 июля
Blois - Chenonceau - Pagode de Chanteloup - Amboise - Tours
13 июля
Tours - Villandry - Azay-Le-Rideau - Tours
14 июля
Tours - Abbaye de Fontevraud - Cave de Saumur - Rochemenier - Angers
15 июля
Angers - Serrant - Chateau d'Angers - Angers
16 июля
Angers - St. Savin - Poitiers - Marais Poitevin - La Rochelle

> ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МОРЕ
17 июля
La Rochelle - Rochefort - Ile d'Aix - La Rochelle
18 июля
La Rochelle - Ile de Re - La Rochelle
19 июля
La Rochelle
20 июля
La Rochelle - Cognac - Angouleme
21 июля
Angouleme - Bordeaux
22 июля
Bordeaux - Dune du Pilat - Arcachon - Bordeaux
23 июля
Bordeaux - Marqueze - Biarritz
24 июля
Biarritz
25 июля
Biarritz

> ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГОРЫ
26 июля
Biarritz - Fabreges (Lac d'Artouste) - Route d'Aubisque (Col d'Aubisque) - Aucun
27 июля
Aucun - Cirque Gavarnie - Lourdes - Toulouse
28 июля
Toulouse
29 июля
Toulouse - St.Cirq-Lapopie - Sarlat-La-Caneda
30 июля
Sarlat-La-Caneda - Rocamadour - Gouffre de Padirac - Chaumeil - Chastagnol
31 июля
Chastagnol - Chaumeil - Suc-au-May - St. Augustin - Chastagnol

> ЭПИЛОГ
1 августа
Chastagnol - Ronchamp - Strasbourg
2 августа
Strasbourg
3 августа
Strasbourg - Colmar - Strasbourg
4 августа
Strasbourg - Dresden
5 августа
Dresden
6 августа
Dresden -
Horbów
7 августа
Horbów - Москва

ДО АТЛАНТИКИ И ОБРАТНО

Отчет об автомобильном путешествии по Франции 
в трех частях с прологом и эпилогом
летом 2005 г.


ПРОЛОГ  

 ВПЕЧАТЛЕНИЯ

> НАШ РЕЙТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

> ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ

> Готика и романика

> Короли Франции и замки Луары

> С Запада на Восток

> Сыр и вино

> Коньяк

> НАШ АВТОМОБИЛЬ DAEWOO NEXIA

> Языки

> Банковские карточки

> Цифровая техника в поездке

> опыт gps-навигации

> Автохолодильник

> Путеводители

 

2 июля

Москва - Брест - Horbów

Летний отпуск 2005 года начался ровно в 6 часов 12 минут утра, когда мы на своей «Ксюхе» отчалили от дома. На улице было пасмурно и прохладно, но, слава Богу, без дождя. А уже в 6.25 мы были на «финишной прямой» - Минском шоссе. До границы с Польшей можно было ехать прямо, никуда не сворачивая.

Машин было сначала довольно много, но постепенно все нас покинули, и мы почти весь день ехали по практически пустынной дороге.

Первые впечатления от дороги начались где-то на западе Смоленской области, в районе населенного пункта Белеи. Во-первых, здесь стали появляться объявления о продаже «Зеленой карты». Во-вторых, асфальт был снят квадратно-гнездовым методом, в результате чего мы чувствовали себя участниками гонок по слалому :-) А в-третьих, были замечены указатели на населенные пункты Зюзьки, Птушки и Бодуны. Пилот тут же наспех сочинил историю о славном человечке, который как-то раз напился в Зюзьках, отправился в Птушки, а наутро очнулся в Бодунах. Милые, родные названия!..

Кстати, позже выяснилось, что при проверке правописания Word недоумевает по поводу Зюзек и Птушек, но Бодуны пропускает, как знакомое слово :-)

К границе с Белоруссией подъехали ровно в 10.30. Тут же заплатили 143 руб. за транзит по Белоруссии и 14 руб. - первый взнос за дорогу. Вся операция была проделана в кратчайшие сроки – около 10 минут. Далее помчались со скоростью 110 км/час. Сначала дорога была так себе, но постепенно, по мере улучшения дорожного покрытия, скорость наша увеличивалась. Чуть ли не на всем протяжении нашего пути по Белоруссии трасса ремонтировалась то тут, то там, а потому равномерной скорости было добиться трудновато.

Трасса имеет хорошее покрытие, широкий разделительный газон между встречными полосами. Бензин в Белоруссии дороже примерно на 25%, берут рубли РФ, рубли РБ, евро и карточки (наверное, не везде, но часто). Мелких денег сдачи может не быть (мне 20 руб. сдачи зажали :-)) В западной части Белоруссии заправки относительно редки, мы один раз едва дотянули.

Пустынно по сторонам, иногда (именно иногда) встречающиеся машины и пункты оплаты следующего отрезка пути. Почти везде ограничение скорости для легковых автомобилей было 120, потому мы спокойно могли лететь 130 :-) Благодаря таким благоприятным дорожным обстоятельствам, на границу с Польшей в Бресте мы прибыли уже в 16.20 дня!

К сожалению, было совсем непохоже на то, что нам на этой границе были рады. Пограничник на шлагбауме, за которым виднелась финишная прямая до пограничных будочек, загадочно улыбнувшись, шутя сообщил нам, что очередь у них небольшая, всего часов на пять и послал нас в объезд шлагбаума за какой-то заборчик. Мы, как порядочные московские интеллигенты послушно поехали за этот самый заборчик и увидели там - о, ужас! – машины, стоящие в очереди в 10 рядов! Пристроившись, мы поняли, что шутка на шлагбауме была вовсе не шуткой, а констатацией унылой правды. Пилот, вылезя из машины и пообщавшись с соседями принес прискорбные вести: по словам бывалых белоруссов и поляков, стоять нам в этой очереди часов 8-10.

Солнце палило немилосердно. Штурман заметил, что народец в соседних машинах раскладывает еду, завешивает окна машин одеялами и вообще обустраивается в загончике как у себя дома. Действительность предстала перед нами во всей своей красе, и поскольку за нами в хвост пристроились уже новые машины, нам ничего не оставалось, как только тупо ждать своей дальнейшей участи и последовать примеру соседей. Были съедены сухарики и колбаса, выпит сок. Пилот мирно задремал, а Штурман углубился в чтение журнала «Лиза». Оказалось, что сей журнал, который Штурман обычно ни в какую «не переваривает» в обычных, нормальных обстоятельствах, прекрасно подходит для чтения на солнечном пекле очереди на границе :-)

Через три часа мы вместе с «Ксюхой» продвинулись вперед и заплатили сбор за экологию (5,5 евро с носа россиянина). Члены экипажа поменялись ролями. Штурман, абсолютно измотанный дорогой, пеклом, чтением и бесконечным ожиданием просто-напросто отрубился на сиденье, а Пилот, посвежевший после сна, пошел «в народ» - то бишь - общаться с окружавшими нас во множестве жителями обоих государств.

К моменту перехода границы мы уже мало что соображали, даже у стойкого Пилота разболелась голова. Потому польский пограничник буквально диктовал Штурману по буквам, что должно быть написано в той или иной клеточке. Пилот в это время метался между погранцами и будкой, в которой проверяли наш техпаспорт на машину и оплату экологического сбора.

Сам досмотр выглядел вполне достойно. Таможенник-стажер вежливо указал на пропущенные пункты в декларации, попросил открыть одну сумку и шлепнул штампик. Пограничник шлепнул штампик не глядя. Мужик на паспортном контроле спросил, куда едем, и тоже шлепнул штампик. Транспортный контроль (необходим для граждан РФ) проверил сбор для транзит и страховку (грин-карта от РОСНО была благосклонно принята) и опять же шлепнул штампик. Тут же подошли поляки. Таможенник смотреть ничего не стал, только поинтересовался сигаретами и алкоголем ( у нас не было ни того, ни другого). Пограничник спросил, куда едем и зачем. Про еду и мясомолочные продукты никто не спрашивал.

Кошмар, именуемый прохождением границы Белоруссии и Польши, был закончен в 23.10! Из потраченного времени около трех часов вообще ничего не происходило, а очередь просто тупо стояла. Леваков за бабки немного, проблема не в них, просто пограничники и таможенники не спешат. Мы это видели своими глазами, потому что уже стояли перед будочками и наблюдали, как погранцы лениво переходили от будки к будке, изображая пересменку. Местные говорят, что за 15-20 евро можно пройти без очереди, если давать по 5-10 на каждом кордоне (их три). Мы рисковать не стали, может, и зря.

В общем, мы просто убили семь часов жизни на пути к любимой Франции. Наверное, это было дополнительной платой за путешествие.

Остановившись на этой мысли, мы пересекли пограничную реку Буг и углубились в кромешную тьму польских дорог. Надолго нас не хватило. Почти сразу после границы мы свернули с дороги к отелю. Однако останавливаться в нем не стали, так как на вопрос о душе нам было сказано, что он есть, но «огульный» (в переводе с польского - общий). А потому проехав еще около 30 км от границы (а всего за день 1048 км.), мы свернули на другой красочный указатель на отель и ресторан «Horbowianka». Тихая площадка перед входом, мирно плещущий фонтанчик... Пилот отправился на ресепшн, где ему было сказано, что номера в отеле есть и что «самоход» (автомобиль) можно поставить на стоянку за отелем.

Как Пилот понимал в столь поздний час польский язык, для Штурмана до сих пор остается загадкой. Но факт остается фактом: мы оплатили номер (150 злотых, то есть 37,5 евро), поднялись на лифте на второй этаж, распахнули дверь в номер и окунулись в атмосферу полной расслабухи после первого дня путешествия. Номер был очень уютным: теплых тонов покрывало, огромная кровать, мягкие подушки, современно обустроенная ванная комната с душевой кабиной, туалетом, раковиной, огромным зеркалом, мягкими полотенцами.

Выпив по соку и приняв душ, мы рухнули в постель. Первый день путешествия, несмотря на все испытания, благополучно закончился!

 

3 июля

Horbów - Braunschweig

Проснувшись около семи утра, мы стали собираться в путь. Пилота вдруг осенила идея проверить, не входит ли завтрак в оплату номера, как это принято в Европе. Оказалось - входит! Мы были приглашены в ресторанный зал, где нам были предложены яичница с колбаской, яичница с беконом, сыр, кофе, чай. Обслуживание было превосходным и на чудном польском языке - официантка, подавая Штурману яичницу, комментировала это так: «Пани с колбаской» :-) В 7.50 мы покинули отель в превосходном настроении.

Солнце сияло в этот день вовсю. Узкая, но очень живописная дорога, окаймленная огромными деревьями, нам сразу понравилась, несмотря на свою тесноту. Деревья же очень помогали своей тенью - из-за них солнце меньше слепило глаза. Несмотря на это в первый час поездки мы сильно напрягались и пугались: поляки лихо обгоняют здоровенные фуры и при их обгоне выскакивают на встречную полосу, несясь во весь опор прямо на тебя. Только спустя какое-то время мы осознали, что польские водители при виде встречной машины, обгоняющей соседа, тут же съезжают на обочину, уступая дорогу. И если их кто-то обгоняет - ведут себя точно так же.

Переняв их манеру, мы перестали шарахаться от мчащихся на нас встречных авто и почувствовали себя спокойнее. Настолько, что стали замечать надписи, встречающиеся вдоль дороги. Наиболее часто попадались «склеп» (магазин) и «13 забитых» (т.е. погибших на данном опасном участке дороги, число «забитых» при этом, естественно, менялось).

Через Варшаву ломиться не стали, от Минска Мазовецкого взяли влево и объехали польскую столицу с юга. Дороги узкие, колейность иногда просто неприличная, но ездят вежливо и уступают обгоняющим. Перед Гроецом потеряли много времени из-за толп народу, едущих на воскресный рынок :-(

Миновав рынок, мы стали приближаться к платной трассе Е30. Она в Польше только строится. В нашем атласе на момент нашей поездки в качестве готового был обозначен кусок от Конина до Познани, хотя реально дорога уже построена дальше в сторону Германии - до Nowy Tomysl - что позволяет заметно сэкономить на объезде Познани. Ограничения скорости на трассе нет. Народу на ней крайне мало. Видно, цена для поляков немаленькая, а дорога, по сути, пока идет из ниоткуда в никуда. Сидевший за рулем в тот момент Штурман наконец-то оторвался, развив скорость до 155 км/час. Заплатили же мы на пропускных пунктах трассы три раза по 11 злотых (в сумме чуть больше 8 евро). Карточки принимают.

Но все хорошее когда-то заканчивается. От съезда с трассы до границы с Германией дорога снова была узкой, но исключительно хорошей по покрытию и разметке. Тут же стали появляться вывески на немецком языке и рекламные щиты Night Club с девушками в зазывных позах.

К 16.00 добрались до границы с Германией. К счастью, с кошмаром предыдущего дня она не шла ни в какое сравнение. Стоят вместе пограничники обеих стран, поляк только посмотрел паспорта, немец что-то вбил в компьютер и отметил в паспорте въезд прямо на шенгенской визе. Итальянская виза сомнений не вызвала - никаких вопросов вообще! При этом мы даже не вышли из машины. В общем, на переход границы было потрачено две минуты :-)

Далее последовали знаменитые немецкие автобаны. Мы ехали по ним впервые, и честно говоря, начитавшись и наслышавшись всяческих историй о почти летающих на этих трассах машинах, ожидали немного большего. Разумеется, дороги отменные, и с российскими и с польскими не сравнятся, но нам все равно кажется, что французские трассы лучше по покрытию, ширине и вообще комфортности. Хотя, конечно, в Германии все трассы бесплатные, что является сильным плюсом :-) А полное отсутствие ограничений скорости спровоцировало Пилота на личный рекорд - 173 км/час по GPS!

Пару раз накрапывал дождик, из-за чего видимость ухудшалась, а скорость падала. Но это не помешало нам прибыть в любимый нами отель B&B в Брауншвейге в 18.15, проехав за день 984 км.

Мы быстро поселились, умылись с дороги и отправились на поиски ужина. Поскольку было воскресенье, все соседние с B&B супермаркеты были закрыты. В Макдональдсе по соседству есть не хотелось, и потому мы взяли на ресепшн карту города, нашли парковку в центре Брауншвейга, задали название улицы TomTom’у и спустя 10 минут были на месте!

Центр Брауншвейга в воскресенье был пустынен. Мы быстро нашли ресторанчик на бульваре в центре города, заказали местное пиво и знаменитый немецкий шницель и окончательно расслабились в удобных креслах.

Кажется, отдых начался. Мы в Европе!

 

4 июля

Braunschweig - Reims - Paris

 Дорогу по Германии описывать нет смысла - автобан и есть автобан. В 15 часов мы въехали на французскую землю. Граница практически отсутствовала - пара невысоких будок и один совершенно пассивный полицейский. Машины замедляли свой ход до 20 км/час, проезжали мимо него гуськом и оказывались во Франции.

Сразу после границы немецкие машины будто испарились, остались только французские номера. Реклама вдоль трасс отсутствует, как и на немецкой земле. Исчезли гигантские «ветряки» - высоченные столбы с пропеллером на конце из трех огромных лопастей. Им на смену пришли установки с солнечными батареями, питающими телефон для оперативной связи, видимо, с полицией.

Часа через полтора после въезда во Францию, мы въехали в Реймс. В роли парковки здесь выступал бульвар - по центральной его аллее шли люди, а по бокам стояли машины. Такое мы часто наблюдали и в прошлогоднем своем путешествии по Франции. Нашли место, хоть и не сразу. От этого «парковочного» бульвара начиналась пешеходная зона, ведущая к знаменитому Реймскому собору, выдающемуся шедевру французской готики.

История собора драматична. Возводить его начали в 1211 году, закончили в 1287. Впоследствии в нем короновались практически все французские короли. После оккупации Реймса немецкими войсками в 1914 году, которая продолжалась 4 года, собор лежал в руинах. Завершившаяся к 1938 году реконструкция собора была выполнена мастерами на деньги Фонда Рокфеллера. Но Вторая мировая война снова нанесла ущерб зданию. Сейчас, к счастью, собор выглядит таким, каким его задумывали архитекторы XIII века.

В нишах западного фасада собора расположены 120 каменных фигур, среди которых «Улыбающийся ангел» - всемирно известный шедевр. Заслуживает внимания скульптурная группа пороки и добродетели - на фасаде с правой стороны. Еще одна достопримечательность храма - витражи Марка Шагала в окнах капеллы с северной стороны.

Знаменитый ангел улыбается уже почти 800 лет Знаменитый фасад знаменитого собора в Реймсе Разнообразно скульптурное убранство собора

Поскольку мы оказались перед собором вечером, солнце нежно золотило его светлые стены, прекрасно смотрелись и подсвеченные солнцем витражи окна-«розы», и собор в целом выглядел необыкновенно красиво и романтично. Обойдя его внутри и снаружи, мы присели за столик напротив собора, взяли по бокальчику шампанского в магазинчике, которому принадлежали столики, и с наслаждением потягивая искрящийся прохладный напиток, продолжили восхищаться собором.

Знаменитое реймское шампанское (Реймс ведь как раз столица провинции Шампань), сильно отличалось от привычного советского: в нем чувствовались виноград, сияние солнца, блеск дождевых капель. Словом, живой вкус живого продукта. В этом же магазинчике мы купили бутылочку шампанского с собой.

Вернувшись на парковку, чтобы держать путь дальше, мы столкнулись с проблемой: чтобы оплатить паркинг, нам нужна была мелочь, которой у нас не было. Пришлось зайти в кафе с просьбой разменять деньги. Однако просто так нам менять не стали, а предложили купить круассан. Делать нечего - пришлось купить. Нам дали к нему второй бесплатно и, разумеется, мелочь в качестве сдачи. А круссаны Штурман съел на следующее утро :-)

Приехав в Village Hotel, мы быстро перетаскали вещички в номер и попытались осмыслить, что добрались на своей машине из Москвы до Парижа. Получалось с трудом, но купленное в ближайшем супермаркете вино и любимый французский сыр помогли нам окончательно осознать и отпраздновать это событие!

 

5 июля

Paris

Ну, вот мы и снова в Париже. Не в первый, и, надеемся, не в последний раз. В этом году запланированные два дня решено было потратить хотя бы частично на изучение некоторых парижских мест, ранее нам неизвестных. Начать решили с посещения некогда знаменитых пассажей. Прогуливаясь неспешным шагом, меньше чем за день мы побывали в пяти (Passage des Panoramas, Galerie Vivienne, Colbert Arcade, Galerie Vero Dodat, Passage du Grand Cerf), информацию о которых вычитали еще в Москве в книге «Париж», а также в мишленовском путеводителе.

Пассажи удивили нас своей особой полузакрытой-полуоткрытой жизнью. С улицы они почти незаметны, иногда даже непонятно, куда ведет вход - в дом или в пассаж. С другой стороны, в этот миниатюрный мирок, скрытый от посторонних глаз, пускают всех. Иди и смотри, сколько влезет.

В увиденных нами пассажах были маленькие уютные ресторанчики, оформленные каждый в своем стиле, и всегда очень красиво, а также всевозможные магазинчики, идущие один за другим, как лавочки на крытом рынке. Только в них продавались очень странные вещи. Например: ковры и коврики в индийском стиле, всевозможная бижутерия, часто тоже в восточном стиле, старинные открытки в ассортименте (в том числе порнография вековой давности, которая на фоне сегодняшней выглядит вполне пристойным и художественным изображением обнаженной натуры), музыкальные инструменты, какие-то старые плакаты... Мы так и не поняли, кто всю эту дребедень покупает, и за счет чего выживают эти лавки.

В аркаде Кольбер нам встретились целые классы за прозрачными стеклянными стенами, где стояли учебные столы, стулья и доски. Над каждым классом было вывешено по несколько названий - похоже, университетов Парижа. Надо полагать, там проводятся их занятия, но какие - мы не поняли, как ни старались.

Шоппинг в пассаже всегда популярен Аркада Кольбер - настоящее произведение искусства В пассаже можно и самому позавтракать, и на других посмотреть Люди и куклы Вся красота - внутри

После пассажей наш путь лежал к Нотр-Дам-де-Пари. Здесь продолжался вечный праздник - играла группа духовых инструментов, бродили восторженные туристы, ежесекундно производилось несколько десятков снимков. «Галя, ты посмотри, какая красота» - послышался над ухом мужской голос :-)) В отличие от прошлогоднего визита, залезать наверх на смотровую площадку мы не стали, но не смогли отказать себе в удовольствии просто зайти внутрь собора.

 Неподалеку от Нотр-Дам на площади Сен-Мишель нашли кафе с WiFi. Взяли по кофе и решили отправить письма. На первый взгляд казалось, что все легко. В действительности, все оказалось не так просто. Тебе дают карточку, на которой написан код, ты подсоединяешь ноутбук, запускаешь Explorer, ловишь WiFi-соединение, вписываешь код с карточки и начинаешь смотреть в Инете то, что тебе нужно. Но спустя ровно 20 минут Инет вырубается! Нужно снова просить официанта принести тебе карточку, снова набивать код...

Оказалось, что это очень нервное дело: в ограниченное время послать сразу несколько писем. Вывод: надо сочинять полностью все письма заранее и в подобных местах просто залезать в свой ящик и жать на кнопки исключительно для отправления писем, копируя их из Word.

После отправки писем чуть-чуть прогулялись - до любимого сквера Вер-Галан на носу «кораблика» Сите - и пошли садиться на RER, чтобы вернуться в отель.

Покупая билеты до своего Noissy-Le-Grand, услышали объявление, где из всех французских слов разобрали название нашей станции. Стали расспрашивать билетершу, ответ до конца не поняли (ее английский был хуже нашего французского), но поняли, что ехать надо кружным путем с пересадкой. Вошли, нашли справочное бюро, спросили там. Нам с горем пополам объяснили (частично на английском, частично на французском), что делать и как добираться до своей станции (при этом вовсе не так, как говорила билетерша).

Поехали. Доехали до пересадочной станции, перешли, нашли вроде бы нужный нам путь, обнаружили там кучу народа. Все ждут. Вдруг снова стали что-то объявлять, упоминая наш Noissy-Le-Grand. Ничего не поняв, побежали (в буквальном смысле) за толпой, на ходу спрашивая какую-то девушку, в чем дело. Она на вполне приличном английском сказала, что путь, на который прибывает нужный нам поезд меняется, что до Парижа поезда не идут, а в наш Noissy-Le-Grand мы должны ехать с другого пути.

Мы пришли в ужас. Толпа, претендовавшая на «наш» поезд, была огромна. Через 10 минут прикатил RER. Он долго и терпеливо стоял на станции, а народ все лез в него и лез! Казалось, что поезд резиновый. Мы втиснулись в последний момент, при этом уверенность Пилота была поколеблена: он засомневался, что мы можем конкурировать за место наравне с парижанами. Но Штурман смело ринулся вместе с толпой, в результате чего ему даже удалось пробиться почти в середину вагона. Набились, как сельди в бочку, но ВСЕ, кто был на платформе, влезли!

Но! При этом никто не ругался, все улыбались, все пропускали друг друга спокойно и без истерик. Вылезали мы на своей станции буквально по головам. Поездка, конечно, измотала, но теперь мы знаем точно, что парижане вежливы при любых обстоятельствах! И это гораздо приятнее, нежели вечное московское хамство по поводу и без.

Вечер завершился сыром и красным вином - для снятия стресса :-)

 

6 июля

Paris

Выспавшись как следует, в этот день мы решили прикоснуться к истории. Поехали в предместье Сен-Дени, поглазеть на усыпальницу французских королей в знаменитой базилике.

Выйдя из метро в Сен-Дени обнаружили толпу, жующую и пьющую за столиками и наблюдающую за трансляцией на огромном телеэкране: шла церемония выбора города для Олимпиады-2012. Народу было порядком, все свистели и улюлюкали, когда из списка претендентов выбывал очередной город. Мы покинули это зрелище, когда осталось всего два города: Париж и Лондон. Чем дело закончилось мы в тот момент так и не узнали, потому что все же захотелось в базилику, а на площадке продолжалось гулянье и быстрый говор на французском. Мы, к сожалению, не понимали, через сколько времени объявят победителя в этой гонке.

Базилика была великолепна. Тихое место, огромные, высоченные готические своды, тишина, простор. Удивительные гробницы, у всех разные. Вот Анна Бретонская, современница собирателя русских земель Ивана III. Это ее свадьба с Карлом VIII привела прежде независимую Бретань в состав французского королевства. Такая вот параллель истории... А вот Гуго Капет, родоначальник династии Капетингов, короновавшийся раньше, чем была крещена Русь. Галантный Генрих IV, первый Бурбон, три раза менявший веру из политических соображений и даровавший гугенотам права на вероисповедание. И тут же его предшественник Генрих III, последний Валуа, убийца герцога де Гиза. Чуть ли не вся французская история сосредоточена в одном месте!

Тут вдруг Штурман задумался о возрасте королей и королев. Обнаружилось, в частности, что жена Людовика Четырнадцатого - Мария-Терезия (кстати, его кузина, родом из Испании), умерла, когда ей было всего 45 лет. Да-а-а... Недолго она протянула. Что ее сгубило в тот момент было неясно, но все равно спровоцировало мысли о конечности жизни. А Мария-Антуанетта и вовсе была казнена в возрасте чуть ли не 36 лет... Бедные монархи...

Сен-Дени - величественный готический храм Одно слово - усыпальница Хлодвиг... Пятый век, однако :-) Штурман заплутал среди могилок Генрих IV выглядит веселым даже на надгробии Казненные Людовик XVI и Мария-Антуанетта

Следующим пунктом программы значилась прогулка по кварталу Маре. Она началась с истинно французского перекуса прямо на лавочке в каком-то из скверов Маре. Дети играют на площадке, вода в фонтане журчит, мы едим сэндвичи, пьем пиво и минералку и любуемся музеем Пикассо (бывший Hotel De Sale). Прогулка завершилась на любимой нами площади Вогезов, едва ли не самой цельной в архитектурном отношении площади Парижа.

Далее вышли на Риволи, пошли в сторону центра. Посетили энное количество магазинов, которые давно нравятся, и в которых всегда что-то находится для покупок. В частности, заглянули в магазинчик практически напротив Лувра, в характерной галерее под колоннами. Там давно был обнаружен большой выбор всевозможных сумочек и сумок - от женских до дорожных - причем по очень привлекательным ценам, несмотря на пафосное местоположение. Штурман не удержался от соблазна и купил дивную сумочку всего за 10 евро, тогда как до распродажи она стоила 20. В Москве о такой цене за такую сумочку можно только мечтать.

Итог дня был подведен в ресторанчике «У Клемента» в двух шагах от Опера Гарнье. Нам очень понравилось здесь, несмотря на тьму народа. Большой выбор блюд, цены относительно умеренные (вдвоем можно уложиться в 60-80 евро, включая бутылку вина, закуску и основное блюдо). При этом в очередной раз было отмечено, что еда вкусная, но нет после нее чувства, что объелся. Все какое-то удивительно легкое.

Официанты тоже радовали глаз: все время тебе улыбались, что-то там пели на ходу, и вообще демонстрировали прекрасное настроение и «зажигали» всех посетителей. Это очень приятно, когда после «замотанного» дня тебе улыбаются, ждут твоей улыбки и пытаются поднять тебе настроение.

 

7 июля

Paris - Chartres

Нынче началось наше путешествие вглубь Франции. Точнее - путь к замкам Луары. Правда, на сегодня было запланировано лишь посещение Шартра.

Очень медленно выбирались из Парижа - нас окружал сплошной поток машин, попросту говоря, сплошная, длинная пробка, хотя и движущаяся. По мере удаления от Парижа пробка рассасывалась и в конце концов мы поехали свободно. В итоге путь до Шартра занял полтора часа.

По дороге пришлось вспомнить Высоцкого: «Проникновенье наших на планете особенно заметно вдалеке». Почему? Да потому что, развивая скорость до 140 км/час по французскому автобану, мы нагнали автобус, из заднего окна которого нам стали радостно махать руками и улыбаться до ушей. Спустя секунду мы сообразили, что нам в окно автобуса показывают пакет с надписью «Moscow Duty Free». Москвичи, в общем! Соотечественники! Углядели же наш номер московский и российский флаг на номере! Было очень забавно видеть пакет в окне автобуса, представлять, какая дискуссия разгорелась в автобусе по поводу того, как же обратить на себя внимание, и как были счастливы наши соотечественники, когда мы их заметили. Словом, мы были не одиноки в то утро на автобане.

Еще один эпизод нас порадовал на пункте оплаты дороги. Обычные безмолвные автоматы в это утро дополняли молодые люди - раздатчики пакетов. Мы тоже вместе с талоном из автомата получили такой раздаточный пакет. В нем обнаружились: карта Франции с нанесенной на нее сетью супермаркетов «Чемпион», реклама с французско-английским разговорником французской мобильной связи, специальные предложения в супермаркетах «Чемпион» и конверт, в котором оказались наклейки и три плотных листочка с маленькими изображениями героев детских сказок и свободным местом - явно для детей - чтобы рисовали и вообще занимались делом, пока родители их куда-то везут. Так что французы заботятся обо всех даже на автобане!

В Шартр мы прибыли, нашли B&B, самостоятельно зарегистрировались по компьютерной системе. После каждого нажатия кнопки надо было долго ждать, а нам казалось, что в компьютере ничего не происходит и что мы что-то не так сделали :-( Но все окончилось благополучно. Машинка выплюнула нам бумажку с номером комнаты и кодом. Мы нашли комнату, которая, кстати, еще не была убрана, хотя время было уже половина первого. При нас горничная быстренько доубиралась в номере, появились еще одни «поселенцы» и она переключилась на их, соседний номер. Мы же покидали вещи в комнату, поехали в супермаркет, накупили еды, перекусили в номере, после чего пошли гулять по Шартру.

Первым делом отправились в знаменитый Шартрский собор. Он впечатлил своими размерами, огромным нефом (очень широким), высотой, и древним-древним полом, выложенным огромными камнями. Они от времени явно потерлись и приобрели мягкие формы. Этот пол придает собору какое-то особое очарование старины.

Еще потряс своими размерами лабиринт на полу, который также сохранился с тех давних времен, паломники его проползали его на коленях - как символ крестного пути Христа. Занимало это чуть ли не час.

И, конечно же, нас не оставили равнодушными витражи. Их можно было разглядывать бесконечно, во всяком случае мы потратили на них больше часа. Пронзительный, чистый и ясный синий цвет словно ослепляет глаз. Выражение «шартрская синь» приобрело конкретное наполнение.

Витражи здесь специально делали как книгу, которую могло бы читать население, тогда абсолютно неграмотное. Поэтому каждое окно - это отдельная история. Хороший, кстати, выход: не читаешь, не знаешь ни фига - так хоть картинками образовывайся! Мы как современные грамотеи :-) поступали наоборот - читали путеводитель и отыскивали описанное в нем на витражах.

После подробного осмотра собора прогулялись вокруг исторической части города (город расположен на горе, поэтому все время то спускались, то снова поднимались наверх). Если бы не сильный ветер, который поднялся в тот день прогулка была бы более милой.  

 

Западный (главный) фасад собора в Шартре Готика чувствуется везде Самый знаменитый витраж - "Богоматерь прекрасного окна" История Адама в картинках Южный портал

 

< cледующая глава

в начало

следующая глава >

 
 

к списку отчетов

 

© 2005, Пилот и Штурман 

Designed by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...

 Рейтинг@Mail.ru