Сирия-2005

Отчет о путешествии по Сирии зимой 2005 г.

ГОРОДА И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 

*** - просто супер

** - очень понравилось

* - занятно

ДАМАСК

(позднее будет написано подробнее)

Общие впечатления *

Мечеть Омейядов **

По следам апостола Павла *

Дворец Азема *

Садийе Рукыя *

Старый город *

Новый город :-(

 

СЕН-СИМЕОН ***

Истинно культовое место – в изначальном смысле этого заезженного слова. Жил тут в свое время – 1600 лет назад – знаменитый христианский аскет Симеон, придумавший совершенно новый вид подвижничества: сидение на столпе. В православии он известен и почитается под именем св. Симеон Столпник.

Начинал он простым монахом в монастыре неподалеку, потом удалился на гору, где приковал себя цепью. Впоследствии Симеон соорудил каменную колонну с площадкой наверху, где и провел более сорока лет своей жизни, молясь и проповедуя паломникам. Слава о нем распространилась аж до Британии и Франции, и после его смерти количество паломников не уменьшилось, а наоборот, возросло.

Для их «обслуживания» была сооружена очень необычная церковь: четыре базилики, крестом сходящиеся к центральному, перекрытому куполом помещению. Ровно в его середине и находится столп Симеона. Базилика, смотрящая на восток, заканчивается, естественно, алтарем.

Получилось некое подобие крестово-купольного храма, от которого, к сожалению, время оставило не так много. Сегодня это живописные величественные руины на горе с потрясающим видом на окрестности. Чем-то, кстати, все это похоже на Кипр. Из архитектурных деталей обращают на себя внимание коринфские колонны, у которых листочки на капители наклонены в одну сторону, как будто под действием ветра.

Мы охотно лазили по этим развалинам (местами, кстати, реставрированным и укрепленным) больше часа и, что приятно, в полном одиночестве – ни местных, ни туристов. Очень душевно.

 

КРАК ДЕ ШЕВАЛЬЕ ***

Когда осматриваешь какую-то достопримечательность в Европе, то часто сетуешь на обилие туристов и всякие загородки, запоры и запреты. Из-за этого создается впечатление не достоверности, а музейности.

В Краке все наоборот: народу мало, а открыто абсолютно все - лезь, куда хочешь. При этом все очень неплохо сохранилось и даже подреставрировано. Выходит вполне аутентично, прямо настоящее Средневековье.

Это – наряду с Пальмирой - едва ли не самая знаменитая достопримечательность Сирии - огромная крепость, контролирующая проход в горах в стратегически важном месте. Сооружена крестоносцами в начале XII века на месте старой мусульманской цитадели. Получилось настолько удачно, что крепость так никогда и не была взята ни штурмом, ни осадой: последних защитников в 1274 году уговорил сдаться султан Бейбарс, пообещав им проход к морю. Обещание, кстати, вполне в рыцарских традициях было выполнено.

Впечатление самые восторженные, несмотря на проливной дождь, который подпортил нам поездку и почти лишил возможности фотографировать.

Мы облазили всю крепость, с удовольствием потратив на это больше двух часов. Толстенные стены, огромные башни, внушительный резервуар для воды, огромные темные конюшни под каменными сводами, всевозможные лесенки и проходы, подвалы и смотровые площадки – очень здорово. За внешними стенами находятся еще и внутренние, за которыми защитники могли укрываться в случае прорыва обороны, так что маршрут по крепости напоминает своеобразную спираль.

В историю архитектуры Крак де Шевалье вошел как предшественник готики: здесь была впервые применена стрельчатая арка, подсмотренная крестоносцами у арабов и ставшая в Европе основой нового типа свода и, вслед за этим, нового стиля. В самом Краке тоже есть парочка готических нервюрных сводов и даже галерея с несколькими стрельчатыми окнами.

Еще со стен крепости открываются замечательные перспективы, которыми нам не суждено было насладиться из-за дождя и тумана :-(

 

МИСЬЯФ *

Небольшая арабская крепость неподалеку от Крака де Шевалье – его антипод в прямом и переносном смысле. Меньше, грубее, в более разрушенном состоянии. Тоже на горе, и тоже с очень хорошими видами на окрестности. Отдельной поездки не стоит, но по пути из Крака в Апамею заехать очень даже рекомендуем, хотя бы для сравнения арабской и европейской военной архитектуры.

 

АПАМЕЯ ***

Прямой конкурент знаменитой Пальмиры. Словесному описанию поддается с трудом - ее надо видеть. Когда-то была немаленьким римским городом, а теперь представляет собой длинную улицу, с обеих сторон которой тянется внушительная колоннада, кажущаяся едва ли не бесконечной.

Видно, что была проделана огромная археологическая работа: в середине есть нераскопанное место с толстым слоем земли поверх. От землетрясений и времени колонны разрушились и попадали, их камни теперь вынимают, нумеруют и пытаются собрать. Местами сознательно заменяют бетонными блоками, так что видно, где новодел.

Впечатляет – самое «настроенческое» место из тех, которые мы видели. Наш визит пришелся под вечер, сначала солнце мелькнуло несколько раз, а потом окончательно спряталось в облаках. На фоне низкого серого дождевого неба развалины смотрелись совсем грустно. К концу прогулки стало темнеть, и все вокруг стало выглядеть, как печальный памятник прошедшим тысячелетиям и ушедшей вместе с ними славе и жизни.

«Мы, оглядываясь, видим лишь руины. Взгляд, конечно, очень варварский. Но верный...» (с) 

 

ХАМА **

Небольшой приятный город, славный своими водоподъемными колесами – нориями. Если честно, то смотреть в Хаме больше нечего, но эти колеса настолько своеобразны, что заслужили законные две звезды в нашей классификации.

Идея в том, чтобы используя энергию самой же реки поднять воду на акведук и слить в отдаленные районы для мелиорации. Реку перегородили небольшими плотинками с водосливами, в которые «опущены» лопасти гигантских – до 20 метров в диаметре! - деревянных колес. На лопастях закреплены короба, которые зачерпывают воду. Когда колесо проворачивается, и короб с водой оказывается наверху, вода выливается в «подставленный» акведук. Естественно, большая часть воды проливается мимо, но поскольку энергия дармовая, то никого это особо не волнует.

Сидеть – а тем более ужинать – напротив работающей нории очень приятно. Громкий скрип деревянной конструкции (норию часто сначала слышно, а потом уже видно), бесконечные струи стекающей воды и непрекращающееся вращение рождают чувство, близкое к медитации. 

 

ПАЛЬМИРА **

Наверное, самое известное место в Сирии. Как и Крак де Шевалье, является одной из главных достопримечательностей страны. Представляет собой остатки древнего города, расположенного около оазиса посреди огромной пустыни, а потому служившего прибежищем для всяческих караванов. Их обслуживание и послужило основой для процветания. Когда в силу разных исторических причин торговые пути переместились, город пришел в упадок и превратился в руины. Дело довершили несколько землетрясений, и к началу XX века от Пальмиры оставались только занесенные песком холмики.

Мода на все древнее и национальное вызвала к жизни многочисленные археологические изыскания на Ближнем Востоке. Не забыли и про Пальмиру, которую раскопали и слегка восстановили. Получились весьма живописные руины очень римского вида: колоннады вдоль прежних улиц, традиционный римский театр, остатки площадей и развалины храмов. По ним можно долго бродить, выискивая живописные ракурсы, что мы с удовольствием и делали, несмотря на сильный ветер, буквально сбивавший с ног.

На горе за городскими руинами есть развалины арабского замка, откуда открывается отличная панорама. Для пущего эффекта любоваться видами лучше на закате или рассвете.

В Пальмире есть археологический музей, куда мы по совету путеводителя не пошли (все лучшие экспонаты с раскопок были вывезены в Дамаск), а также множество необычных древних захоронений. Две из них открыты для туристов: подземное помещение и специальная башня. В каждом из них под гробы отводились своеобразные ячейки, иногда даже сдававшиеся в аренду тем, у кого не было средств для строительства собственной башни.

Захоронения любопытны как курьез, но художественной ценности не представляют. Попасть в них можно, купив билеты в музее и доехав либо на такси, либо на транспорте музея, который ходит редко и скорее по собственному разумению, чем по расписанию.

 

БОСРА *

Босра знаменита своим отлично сохранившимся римским театром, вырубленном прямо в скальной породе. Он до сих пор впечатляет не только размерами и живописностью, но и удивительной акустикой: с самого верхнего ряда можно разговаривать с человеком, стоящим на сцене, не повышая голоса. Мы проверяли :-)

Остатки римской роскоши видны в Босре повсюду, но, к сожалению, все, кроме театра, находится в таком ужасающе разваленном состоянии, напрочь лишило нас эстетического удовольствия от прогулки по городу.

Другие главы отчета

> В НАЧАЛО
> ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ

> ПЕРЕЛЕТЫ И ГРАНИЦЫ

> ГОРОДА И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

> СТРАНА И ЛЮДИ

> ОТЕЛИ И ОБМЕН ВАЛЮТЫ

> АВТОБУСЫ И ТАКСИ

> ЕДА И НАПИТКИ

> БЮДЖЕТ ПОЕЗДКИ

Можно скачать весь отчет одним файлом
(документ Word без картинок и ссылок, архивированный Zip, 33 Kb)

Все наши путешествия

НА ОДНОМ САЙТЕ

© 2005, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ru

Designed by Пилот