> БУРГУНДИЯ

30 июня
Moscou - Geneve - Chalon-sur-Saone

1 июля

Chalon-sur-Saone - Autun - Cluny - Tournus - Chalon-sur-Saone

2 июля

Chalon-sur-Saone - Semur-en-Auxois - Vezelay - Bourges

 

> ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФРАНЦИЯ

3 июля

Bourges - Noirlac - Bourges

4 июля

Bourges - Limoges - Solignac - Perigueux

5 июля

Perigueux - Hautefort - Brantom - Perigueux

6 июля

Perigueux - Cingle de Tremolat - Chateau de Castelnaud - Village de Bournat - Perigueux

7 июля

Perigueux - Chateau de Bonaguil - Cahors - Figeac

8 июля

Figeac - Conques - Figeac

9 июля

Figeac - Chateau de Castelnau-Bretenoux - Collonges-la-Rouge - Beaulieu-sur-Dordogne - Chateau de Montal - Figeac

 

> ЛАНГЕДОК-РУССИЛЬОН

10 июля

Figeac - Cordes-sur-Ciel - Albi - Castres

11 июля

Castres - Le Sidobre - Castres

12 июля

Castres - Carcassonne - Forca Real - Amelie-les-Bains

13 июля

Amelie-les-Bains

14 июля

Amelie-les-Bains - Serrabone (Prieure) - Abbaye de St-Michel-de-Cuxa - Abbaye St-Martin-du-Canigou - Argeles-Plage

15 июля

Argeles-Plage

16 июля

Argeles-Plage

17 июля

Argeles-Plage - Chateau de Peyrepertuse - Chateau de Queribus - Perpignan - Argeles-Plage

18 июля

Argeles-Plage - Fort de Salses - Fontfroide - Balaruc-les-Bains

19 июля

Balaruc-les-Bains - Le Cap d’Agde - Bouzigues - Balaruc-les-Bains

20 июля

Balaruc-les-Bains - Montpellier - Balaruc-les-Bains

21 июля

Balaruc-les-Bains - Narbonne - Balaruc-les-Bains

22 июля

Balaruc-les-Bains - Sete-plage - Bouzigues - Balaruc-les-Bains

23 июля

Balaruc-les-Bains - Viaduc de Millau - Chaos de Montpellier-le-Vieux - Issoire - Clermont-Ferrand

 

> ОВЕРНЬ И ДОЛИНА РОНЫ

24 июля

Clermont-Ferrand - St-Saturnin - St-Nectaire - Orcival - Clermont-Ferrand

25 июля

Clermont-Ferrand - Vichy - Puy de Dome - Clermont-Ferrand

26 июля

Clermont-Ferrand - Le Puy-en-Velay - Lyon

27 июля

Lyon

28 июля

Lion - Geneve - Moscou

> НАШ РЕЙТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

 

БОЛЬШОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ТУРНЕ

Отчет об автомобильном путешествии 
летом 2007 г.

ОВЕРНЬ И ДОЛИНА РОНЫ

24 июля

Clermont-Ferrand - St-Saturnin - St-Nectaire - Orcival - Clermont-Ferrand

Дождливая ночь способствовала крепкому сну. Мы проснулись, готовые к новым свершениям. Нам предстояло знакомство с церковной архитектурой департамента Овернь.

В Оверни исторически сложилась своя, особенная, школа строительства и украшения церквей. Ярчайшими образцами этой школы являются пять соборов: в городках Сен-Сатурнен, Сен-Нектер, Орсиваль, Иссуар и в самом Клермон-Ферране. Учитывая, что церковь в Иссуаре мы видели накануне, нам оставалось увидеть четыре остальных.

Утро начали с Сен-Сатурнена. Приехав в этот маленький городок (15 минут езды от Клермон-Феррана), мы оставили автомобиль на центральной площади безо всякой платы. Поднимаясь на горку к церкви, увидели небольшой старый замок. Это бывшие владения барона Ла Тур д’Овернь (La Tour dAuvergne), который впоследствии стал графом всей Оверни. К слову сказать, именно эта семья устроила брак Екатерины Медичи (дочери Лоренцо Медичи и Мадлен Ла Тур д’Овернь) с королем Франции Генрихом II.

Церковь Сен-Сатурнен, когда мы к ней поднялись, была открыта и пустынна. Было раннее утро, туристы еще не подоспели, и потому гулять и рассматривать церковь было особенно приятно. Украшенные снаружи часовни напоминали такие же, виденные нами в Иссуаре. При украшении активно использовали местный камень вулканического происхождения (черного цвета) - он, в основном, зайдействован в мозаике, выложенной по верхним краям. Поэтому храмы овернской школы смотрятся не безлико-серыми, а пестренькими, жизнеутверждающими. Восточная часть этих церквей напоминает водопад, каскад, постепенно спускающийся с высоты к земле.

Внутри церкви Сен-Сатурнен все просто, по-провинциальному мило и в то же время величественно. Если верить путеводителям, то храм Сен-Сатурнен меньше других в Оверни подвергся перестройке. Он был построен в XII веке. В восточной части церкви сохранился алтарь из позолоченного дерева, который ранее принадлежал часовне местного замка. На этом алтаре можно разглядеть монограмму Генриха IV и Маргариты Валуа (по легенде, Королева Марго скрывалась в этих окрестностях в какой-то момент своей бурной жизни).

В Сен-Нектер после этого мы съездили относительно неудачно. Самая главная местная достопримечательность - собственно, церковь, - здесь была на реставрации :-( окончание которой было намечено лишь в октябре 2007 года.

А местность эта вообще интересна. Городок Сен-Нектер состоит из двух частей - верхней (на горе, где и располагается церковь) и нижней (знаменитой своими термальными водами). Еще римляне открывали здесь общественные купальни. А гора Корнадор (Mont Cornadore), под которой текут термальные воды и на которой стоит храм известна аж с кельтских времен, и в переводе означает как раз «водный резервуар». Здесь же, в нижней части города есть Дом Сен-Нектер (Maison du Saint-Nectaire). По сути, это дом сыра: в нем проводятся экскурсии с гидом, на которых рассказывают и показывают процесс изготовления знаменитого французского сыра Сен-Нектер. Но мы не пошли туда, подумав, что при нашем скудном знании языка мы вряд ли испытаем какое-либо удовольствие.

Взяв курс на Орсиваль, мы стали любоваться извилистой дорогой, пологими холмами и горами, озером, которое встретилось по дороге и изумрудно-зелеными лугами, на которых паслись овцы и коровы. Виды здесь очень радуют глаз. Правда, едва отъехав от Сен-Нектера, мы попали в жуткий дождь. Дорога «забирала» в горы, к перевалу, и на этом отрезке пути мы въехали прямо в дождевое облако: дороги не было видно вообще! Даже с включенными противотуманными фарами! А ведь еще за 20 минут до этого сияло солнце!

Ехали совсем тихо и в итоге в Орсиваль прибыли в разгар ливня. Припарковавшись у церкви, которая даже в дождь смотрелась великолепно, мы решили пойти пообедать. Под зонтиком, короткими перебежками мы передвигались от одного ресторанчика к другому, и на третьем решили остановиться. Кстати, мы были не одиноки: энное количество туристов тоже прыгали под дождем :-)

Ресторанчик Notre Dame при одноименном отеле запомнился нам каким-то истинно франузским духом, уютом, веселой музыкой и общим радостным настроением. Нам очень хотелось попробовать знаменитое aligot (картофельное пюре с сыром). Хотя мы ели его в Фижеаке (см. запись от 7 июля), Aligot - изобретение исключительно овернских крестьян, и потому мы мечтали съесть его именно на исторической родине. И нам повезло. Штурман наконец «дорвался» до куска мяса с этим самым пюре, а Пилот - до потрохов (tripes), заказав их также вместе с пюре. Все было очень вкусно и о-о-чень сытно! И хотя мы заказали только горячее и вино, нам принесли еще и по мисочке зеленого салата :-) Еще интереснее то, что денег с нас взяли меньше, чем было указано в меню. С каждого блюда почему-то «скинули» порядка одного евро. Вкупе с сытным обедом это привело нас в прекрасное расположение духа, и мы пошли, наконец, в церковь. На небе снова сияло солнце и не было и следа от сумасшедшего ливня).

Но с церквями в этот день нам явно не везло. И этот храм оказался на реставрации. Делать внутри было нечего - сплошные строительные леса не давали ничего толком рассмотреть. За жемчужины овернской романской архитектуры, видимо, взялись всерьез…

Утешая себя тем, что мы съездили в Орсиваль специально на обед с настоящим деревенским aligot, мы помчались в Клермон-Ферран. Солнце светило вперемешку с облаками.

Оставив машину на паркинге рядом с центром города, мы сразу пошли в кафедральный Собор Клермонской Богоматери.

Снаружи он смотрится мрачным и даже немного пугающим, так как выстроен из черного андезита или каменной лавы вулкана Вольвик, которым богата данная местность. Карьеры по добыче андезита были открыты в 1248 году, когда и начали строить собор. А неф продолжал возводиться еще в начале XIV века, а завершен уже в XIX веке, после сноса романских башен Виолле-ле-Дюком. Проект фасада также принадлежит ему. Внутри храма есть стол, на котором можно бесплатно взять мини-путеводитель по собору (есть и на руском языке).

В Клермон-Ферране вообще много черных домов. Правда, в отличие от собора, черный камень в сочетании с современными ярко-белыми стеклопакетами придает домам даже слегка праздничный вид. Сразу возникает «лицо» города.

Здесь же заметим, что Овернь - самый большой вулканический регион Франции. Особенно известна вулканическая цепь Пюи (около 60 вулканов). Хотя все вулканы давно не действуют, многие заросшие кратеры хранят следы извержений. Отсюда и названия: puy по-французски означает вулканический конус).

После собора мы отправились смотреть на пятую знаменитую романскую церковь Оверни - базилику Нотр-Дам-дю-Пор (Notre Dame du Port). Но… Она стала очередным, последним и главным разочарованием дня: опять реставрация и внутрь не пускают. Продравшись к ней сквозь какие-то заборы и стройки, Пилот уже сделал было попытку нарушить запрет, но раздался голос кого-то из строителей: Ferme (закрыто)! Только из дома напротив, где последний (четвертый) этаж превращен в смотровую площадку, мы смогли увидеть красивую апсиду и сделать пару фотографий.

Так завершилось знакомство с удивительными романскими церквями департамента Овернь. Все храмы, которые мы смогли увидеть (полностью или частично), удивили нас тем, что снаружи их восточная часть богато украшена и выглядит словно резная, в то время виденные до этого романские базилики были выдержаны в строгом стиле. Колонны тоже другие - они более тонкие и изящные, в отличие от массивных, виденных нами в том же Провансе. И в овернских церквях много арок на галерее второго этажа, что создает ощущение пространства и воздушности.

Обед в Орсивале оказался столь сытным, что это чувство держалось вплоть до самого вечера (первый раз мы испытали подобное чувство, когда столкнулись с деревенской французской пищей в 2005 году, путешествуя по горам Корреза). Поэтому в отеле на ужин было выпито розовое вино и съедены фрукты. Хотя Пилот и не смог отказать себе в удовольствии поесть почек (приобретенных по дороге в кулинарии Auchan).

 

25 июля

Clermont-Ferrand - Vichy - Puy de Dome - Clermont-Ferrand

Посещение курортного Виши с его термальной водой не значилось в наших планах. Но утром этого дня мы решили, что раз уж он расположен от нас всего в 40 километрах, то грех в нем не побывать. Этот городок расположен на реке, вдоль которой разбит весьма живописный парк. Несмотря на то, что было далеко не раннее утро, на улицах Виши было почему-то безлюдно. Мы пошли гулять по улицам, используя маршрут, предложенный путеводителем, и первым делом заглянули в одиноко стоящий павильон с горячим источником Л’Опиталь (Source de lHopital), поскольку свою машину припарковали прямо у него. Народу в павильоне почти не было (лишь одинокая бабушка сидела в сторонке на стульчике), из кранов текла вода (она высоко минерализована и принимать ее разрешается только по назначению врача, - так указывается в путеводителях).

Городок в целом нам понравился. Аккуратный, с налетом столичности. Ведь здесь бывали и Мадам де Севиньи (ее дом сохранился до наших дней, и нычне превращен в дорогой отель), и мать Наполеона Мария-Летиция Бонапарт, и Наполеон III... а еще раньше, в XVIII веке, - дочери Людовика XV Аделаида и Виктория. Ну и, разумеется, здесь располагалось во время войны правительство Виши (с 1940 по 1944 год). Можно сказать, что Виши - это филиал Парижа :-)

Пока мы рассматривали один из домов, фотографировали его (он похож на замок) и читали надпись на табличке, где рассказавалось об этом доме и о том, кто его построил, к нам подошла старушка с палочкой, одетая в красное платье и безо всяких предисловий заявила, что этот дом построил ее дед! С нашим скудным знанием французского мы смогли лишь спросить, живет ли она в нем сейчас, на что она ответила утвердительно.

После этого мы прошлись по бульвару России, который в какой-то момент пересекся с Бульваром Соединенных Штатов, посмотрели на жилые дома в стиле швейцарских шале и зашли в офис по туризму.

Тут нам дали карту города, обозначили на нем две термальных водолечебницы (мы подумали, что может быть, удастся наконец оздоровиться). Выйдя из турофиса, мы сделали пару шагов по парку и подошли к общекурортному бювету (Halle des Sources), обустроенному в 1903 году. Здесь было некоторое количество народу, сам павильон милый, светлый, приятный, оформлен в стиле ар-деко и в нем чувствуешь себя перенесшимся в конец XIX - начало XX века, ожидая, что из-за угла того и гляди появятся дамы в длинных платьях или джентльмены в котелках :-)

В бювете из разных кранов течет минеральная вода шести типов. Ее температура колеблется от 22 до 40 градусов Цельсия. В стороне от кранов можно увидеть и сами источники, бьющие из-под земли и закрытые стеклом. Сюда можно прийти со своей кружкой, а можно за 20 еврокопеек купить пластмассовый стаканчик в автомате. На табличках указано, какая именно вода течет из данного крана, сколько ее выливается из источника в течение часа и чем она богата.

Попробовав воду, мы отправились с визитом в водолечебницы. Мы побывали в Centre les Celestins и Thermes de Vichy Challou. В них есть программы рассчитаные на неделю, две, три стоимостью начиная от 800 евро. Сюда входят и душ Виши, и массажи, и орошение минеральной водой, и ванны с газированной водой и многое другое. Мы попытались узнать, есть ли программы, рассчитанные на день или полдня. Выяснилось, что за 15 евро можно принять участие в коллективном сеансе и провести 20 минут в джакузи и еще столько же времени в бассейне, хамаме и сауне. Нам показалось мало, и, идею посещения водолечебниц мы оставили.

Подошло время обеда. Дойдя до того места, где утром припарковали свое авто, мы пошли в ресторанчик под названием Le Petit Bouchon («Маленькая пробка»), который мы заприметили еще утром при парковке. Тут впервые за все наши поездки по Франции мы столкнулись с тем, что меню посетителям не дают, а выбирать еду предлагают из того, что написано «от руки» мелом на черной доске (они расставлены при входе в кафе). Пришлось осваивать французский письменный и выбирать :-) Пилот остановился на салате с мясом из тельчьей ножки, а Штурман спросил о том, что представляет собой plat du jour, и поняв объяснения, заказал превосходную свежезажаренную рыбу.

Отобедав, мы вернулись к Клермон-Феррану, объехали его и стали приближаться к горе Пюи де Дом. Подъехав к ее подножию, выяснилось, что на машине подняться на нее можно лишь ранним утром - до 10 утра, и вечером - после семи вечера, заплатив при этом 6 евро. В остальное время дня всех посетителей довозят до вершины на комфортабельных автобусах. Они ходят каждые 10-12 минут, подъем занимает примерно столько же времени, стоит это 4 евро с носа.

Мы оставили машину на паркинге, заплатили 8 евро, уселись в автобус и через 10 минут уже были на вершине горы. С нее открывается великолепный вид на Клермон-Ферран, на на гряду де Пюи из множества давно потухших вулканов, а также на простирающиеся равнины. Вообще, как пишут в книгах, с находящейся на высоте 1464 метра вершины Пюи де Дом открывается вид на земли десяти департаментов и даже на Монблан, но это, наверное, при совсем безоблачном небе.

Перечислим несколько исторических фактов. В I веке н.э. римляне построили на Горе храм Меркурия, руины которого сохранились до наших дней. В XVII веке здесь проводил эксперименты с давлением воздуха Блез Паскаль, а в 1872 году была открыта метеорологическая станция. В период с 1906 по 1922 год к вершине пассажиров доставлял паровой трамвай из Клермон-Феррана, в 1926 году была сделана существующая поныне автомобильная дорога, а в 1952 году подъем на Пюи де Дом был впервые включен в программу велогонки «Тур де Франс».

На вершине горы потрясающе чистый воздух, наполненный ароматом различных цветов и трав, и множество насекомых, которые кружат над этими цветами, но на людей не нападают ;-) Все туристы прогуливаются по специально проложенным дорожкам, наслаждаются воздухом, фотографируют и наблюдают за парапланеристами, которых тут множество. Взлетая с горы, они парят над окрестностями. Любой желающий может совершить такой полет с инструктором за 70 евро.

Мы долго наблюдали за девушкой, которая решилась полететь. Пока инструктор раскладывал параплан, расправляя миллионы веревочек, пока экипировался сам и экипировал девушку, собралась целая толпа наблюдателей. Когда же наконец девушка с инструктором оттолкнулись от земли и начали полет, раздался отчаянный визг - девушка явно не смогла сдержать свои эмоции :-)

Проведя на вершине чуть больше часа, насмотревшись на кратеры бывших вулканов и на все окрестности, мы сели обратно в автобус и приехали к паркингу. Доехали до Клермон-Феррана, побродили еще чуть-чуть по городу, зашли в магазин Fnac (Пилот искал определенную книжку), безуспешно поискали ресторан для ужина (тот, который был указан в путеводителе Мишлен как Le Bougnat и привлек нас описанием, уже не существует - на его месте теперь крепери) и в семь часов покинули столицу Оверни. Город в этот час будто вымер: все магазины разом закрылись, работали редкие бары, народу на улицах не было. Нам показалось это немного странным для большого города. Но делать было нечего. и мы решили поехать ужинать в ресторанчик Courtepaille (сеть ресторанов, с которой мы познакомились фактически в свой первый полноценный день пребывания во Франции в этом году - см. запись от 01 июля). Мы заприметили его днем раньше возле Ашана, где покупали кое-какую мелочь.

Поели мы очень вкусно. На закуску нами снова была выбрана Concasse de tomates et fromage de chevre facon crumble, а на горячее - кусок мяса и кусок курицы. Красное сомюрское вино удачно дополнило ужин :-)

 

26 июля

Clermont-Ferrand - Le Puy-en-Velay - Lyon

После сплошной переменной облачности, преследовавшей нас практически весь отпуск, на небе наконец-то не было ни облачка! Под сияющим солнцем мы ранним утром направились к древнему Ле-Пюи-ан-Веле. История этого городка неразрывно связана с христианством. И пожалуй, нигде так глубоко и так явно, как здесь, это не чувствуется (сравниться по ощущениям могут разве что Париж, Шартр и Везле). Этому духу город обязан явлению здесь Девы Марии, а также разнесшимся слухам о целебной силе вулканического камня. В 430 году н.э. здесь, на месте бывшего языческого поселения, была построена первая церковь. Тогда же началось и паломничество.

На подъезде к Ле-Пюи мы остановились, очарованные видом, который открывается на весь городок, раскинувшийся между холмов и гор. Глядя на него, кажется, будто кто-то очень давно выдавил из земли высокие и островерхие скалы - они ритмично возвышаются на местности. Но главными здесь, конечно, являются три непохожих друг на друга, доминирующих над городом монументальных сооружения. Это церковь, возведенная на скале, колокольня собора и огромная розовая статуя Богоматери. Все это придает Ле-Пюи совершенно особый вид и колорит.

Спустившись по автодороге в город, мы перво-наперво свернули к скале д’Эгиль, припарковались неподалеку, вышли из машины, заплатили по 2,75 евро с человека, преодолели 270 ступеней и оказались в примостившейся на верхушке скалы крохотной часовне.

В 950 году н.э. местный епископ Готескальк возглавил из Ле-Пюи первое паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Путь прошел удачно, епископ вернулся и в честь этого события построил на д’Эгиль часовню Святого Михаила. Впоследствии Ле-Пюи долгое время служил одной из четырех исходных точек для паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, отсюда отправлялись в Сен-Жиль-дю-Гар в Провансе, где мы побывали в прошлом году.

В часовне сохранились старинные капители и несколько фресок. Здесь буквально чувствуется дыхание времени.

Осмотрев окрестности со скалы, мы спустились вниз, нашли на карте в мишленовском путеводителе паркинг в центре старого Ле-Пюи, заплатили, получив в подарок час бесплатной стоянки по случаю обеденного времени и отправились к кафедральному собору. Был час дня, стоял зной, воздух был практически недвижим, все магазины наглухо закрыты, и только в некоторых кабачках народ пил пиво. Отдыхая на каждом углу, мы наконец поднялись по боковым улочкам к собору, и вошли в него не через главный вход, а через боковую дверь - рядом с сокровищницей. Собор удивил нас тем, что выглядел построенным как будто в XIX веке, а не XII. Очень уж сильно отреставрирован он изнутри. Но когда мы обошли его кругом и обнаружили пару часовен с остатками фресок XII века, древность собора стала очевидной.

Хотя все равно вид его непривычен: это и не чисто романская церковь, и не готическая, а смесь византийского стиля с мавританским. Главный вход в храм расположен посередине нефа - иными словами, посетитель входит сразу в центр собора, причем, снизу, как будто из-под земли. Это связано с тем, что собор выстроен на горе, и чтобы войти в него, надо подняться по бесконечной лестнице.

В соборе помещена статуя Святого Иакова - того самого, к которому идут паломники в Сантьяго-де-Компостела. Возле этой статуи - отдельная дверь, надпись над которой сообщает о том, что это как раз выход на паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела. Пока мы рассматривали собор, нас поразила игра света, падавшего сквозь витражи к алтарной части.

Также мы посетили и клуатр. Он запомнился интересной серо-красно-черной мозаикой на стенах, и еще произвели впечатление две сохранившиеся с XII века капители с изображением аббата и аббатиссы, и кентавров.

В общей сложности, прогулка по собору и прилегающим к нему помещениям заняла у нас около двух часов - при том, что мы все разглядывали внимательно. Спустившись после вниз,в старый город, мы заглянули в пару сувенирных магазинов и поехали в Лион.

Мчась по трассе, мы провожали глазами остающиеся в стороне удивительные пейзажи - давние и заросшие лесом и травами вулканически холмы и горы, и прощались с Овернью.

До Лиона доехали быстро, только уже в городе попали в небольшую пробку, о чем были заранее предупреждены надписью на электронном табло над дорогой. Преодолев «пробку», стали искать отель Kiryad Prestige. Для этого у нас был только его адрес, карта города в атласе Мишлен (практически без названий улиц) и еще рекомендации по поиску с самого сайта отеля. Мы доехали до района la Guillotiere, как и рекомендовал сайт, но отеля не нашли :-(

Объехав три раза весь квартал и пытаясь понять логику организации движения (улицы с одностронним движением чередуются здесь через одну), мы в отчаянии стали обращаться за помощью. Штурман забежал в страховую фирму и долго пытался с помощью двух вполне любезных месье отыскать нужную улицу (при этом поняв, что Штурман - иностранец, страховщики сразу заговорили на английском). Однако их усилия успехом не увенчалась и мы были посланы за помощью в полицейский участок на соседней улице, коего мы, согласно их объяснениям почему-то не нашли. Зато нашли какой-то отель, возле которого Штурман вылез и снова пошел с расспросами на reception, где дежурил любезный афрофранцуз... или франкоафриканец.

Он пять раз спросил, откуда мы и какой национальности, на чем приехали (на машине?), получил ответы, потом развернул карту города, очертил карандашом квадрат, в котором, по его мнению, надо было искать «нашу» улицу с отелем и долго ее искал, но не нашел. Эстафета по поиску перешла к Штурману, потом - снова к негру, и снова к Штурману. И тут - о чудо! - улица нашлась! Негр улыбнулся и сказал, что найти столь маленькую улочку помогли исключительно очки, которые красовались на носу у Штурмана. Комплимент, конечно, сомнительный, но радости он не омрачил.

Поблагодарив за помощь, Штурман выскочил из отеля, и мы наконец с нормальной картой в руках поехали к отелю. Наша улочка оказалась очень маленькой, ничем не примечательной, но отель по французским меркам был хорош! Он располагался в двух шагах от набережной Роны и в десяти минутах ходьбы от старого Лиона. Паркинг в отеле подземный и платный - 8 евро за ночь.

Подняв вещи в номер и освежившись, мы не теряя времени (было около восьми вечера – самая пора подкрепиться), пошли в сторону старого города.

По дороге нас увлек вид, открывающийся с моста. На набережной Роны, в трех метрах от реки, устроена городская зона отдыха. Она представляет собой плавно спускающиеся к реке широкие ступени-лавки, заканчивающиеся внизу подобием реки (такой своеобразный бассейн десяти сантиметров глубиной). Дно искусственной реки, текущей параллельно настоящей, представляют собой гладкие бетонные плиты. Кое-где «набросаны» камни, на которых можно сидеть. Дети и взрослые с удовольствием бродили по щиколотку в воде по этой искусственной реке.

Перейдя через Рону, мы тут же свернули на боковую улицу, увидев на ней множество ресторанов. Просмотрев меню нескольких из них, мы остановились на Le Bon Bourgeois. Места в нем стремительно заполнялись. Изучив меню, мы сделали заказ и доверились девушке-официантке, которая порекомендовала красное вино к заказанным нами блюдам. Вино и вправду идеально подходило к еде. А обслуживание было вежливым и быстрым.

Покончив с ужином и снова перейдя по мосту через Рону, мы порадовались за народ, который по-прежнему бродил по искусственной реке и сидел на ступенях-лавках (почему-то очень запомнились молодые мамы с грудными детишками). Все наслаждались звездным небом, общением, отдыхом, видом на Рону и приятной вечерней прохладой после жаркого дня. 

27 июля

Lyon

Завтрак на шведском столе в Kiryad Prestige был обильным: ветчина, камамбер, масло, вареные яйца, мюсли, хлеб и булочки. Кроме того, можно было самому сделать свежевыжатый апельсиновый сок, и, разумеется, выпить кофе-чая с выпечкой и конфитюрами.

Решив осмотреть старый Лион до наступления дневной жары, сразу после завтрака мы бодро побежали к старой части города. Мишлен предлагал маршрут прогулки, которому мы и последовали. Но удовольствие нам доставил только собор St-Jean Cathedral. Он удивил нас тем, что выглядит очень современно (как и храм в Ле-Пюи), а датируется XII веком. Хотя, конечно, строительство его, как это обычно бывает с соборами такого размера, было растянуто по времени и завершалось уже в XV веке.

Пройдя дальше по главной улице средневекового Лиона St-Jean, мы увидели несколько домов в ренессансном стиле, и далее - повернув на Rue du Boeuf - нам предлагалось снова взглянуть на один дом, другой, третий…

Если смотреть на все эти дома с фасада, то выглядят они в принципе самым обычным образом, тем более что все они - жилые. Интерес в этих домах представляют главным образом внутренние дворики. Снаружи кажется, что за этим домом ничего нет - собственно, только сам дом, но когда ты проходишь по узкому проходу-коридорчику (фактически меж стен соседних домов) - то попадаешь в мини-двор, по-нашему - каменный колодец. Но зато стены дома, выхядящие в этот «колодец» порой отделаны с большим искусством. А в одном из таких дворов (Maison du Crible) можно встретить даже вот такую розовую башню - La Tour Rose. Так архитектор оформил здесь лестницу, по которой каждый день спускаются и поднимаются жильцы.

В общем-то, это все, что запомнилось из прогулки по старому Лиону. В какой-то момент после двух часов брожения мы почувствовали себя полностью выдохшимися. И решили закончить в этой поездке осмотр достопримечательностей. Даже на холм Fourviere на фуникулере не стали подниматься, чтобы увидеть оттуда весь город и там же, на холме осмотреть храм Notre-Dame de Fourviere, построенный после Франко-Прусской войны в 1870 году.

Пройдясь по магазинчикам, мы купили нужные сувениры и подарки, узнали в офисе по туризму, где находится неподалеку какой-нибудь большой супермаркет (это оказался Carrefour), доехали до него на машине и купили там с собой в Москву некоторое количество съестного (в частности, сыр и паштет из утиной печени).

Потом отдохнули в номере, собрали сумки, выпили красного вина и отправились на прощальный с Францией ужин. Мы снова пришли на вчерашнюю ресторанную улицу - rue des Marronniers - и остановили свой выбор на ресторане Le bouchon des Carnivores (Restaurant specialites viandes, 8, rue des Marronniers, tel. 04 78 42 97 69). Нас привлекло меню, в котором значились местные лионские блюда. Ресторан был заполнен, но один уютный свободный столик «ждал» нас :-) Пилот напоследок заказал жареные мозги, а Штурман - кусок мяса, как всегда полузажаренный безо всяких специй, но со вкуснейшим грибным соусом. Дополнила картину бутылка красного вина.

К слову, ресторанчик принадлежит семье Шобер (La famille Chabert), как и три других, находящихся по соседству, но уже с другими названиями.

После плотной еды мы прошлись до полюбившейся нам зоны отдыха возле реки, пофотографировались на память и отправились спать.

 

28 июля

Lion - Geneve - Moscou

Вставать в день отъезда пришлось в шесть утра. Предстояло «отмахать» 150 километров от Лиона до аэропорта Женевы.

Уместив последние вещи в сумки и наскоро позавтракав, мы простились с отелем, выехав в 07.48. Наметив по карте путь выезда из города, мы надеялись, что довольно быстро доедем до пересечения крупных улиц, где уже появятся указатели на Женеву.

В общем, мы выбрались, хотя и не так быстро, как рассчитывали. Дело в том, что едва отъехав от отеля мы наткнулись на мусорную машину, которая останавливалась у каждой двери, собирала бесконечные мешки с мусором и одновременно «хвост» из машин за собой. Правда, благодаря молниеносной реакции Пилота, мы тут же свернули в одну из боковых улиц (по Парижу знаем: тащиться за «мусоркой» можно очень-очень долго). А свернув, мы тем самым потеряли нить маршрута выезда из города, который сами же и разработали. Натыкаясь на бесконечные улицы с запретом поворотов и односторонним движением, мы все же добрались до окраины Лиона, где наконец-то появились указатели на трассу до Женевы.

Дорога в нужную нам сторону была фактически пустой. Навстречу же двигался плотный поток машин - было раннее утро субботы, и французский народ явно спешил на юг, к морям-океанам и отпуску :-)

Мы остановились на очередной зоне отдыха заправиться, передохнуть, понять, где и как дальше сворачивать, чтобы попасть к французской стороне женевского аэропорта. Было солнечно и тепло.

После этого стали появляться тоннели, проложенные через горы, и мы вспомнили свою дорогу по этому участку трассы в тот день, когда только начался наш отдых - 30 июня. Ориентируясь по указателям на Ferney-Voltaire (городок с таким названием примыкает к аэропорту Женевы именно с французской стороны), мы быстро добрались до места. Долили еще несколько литров бензина в машину, чтобы сдать ее с полным баком и приехали на стоянку аэропорта.

Вещи выгрузили на тележку, восстановили первоначальный вид багажника, вернув в него «полочку», поднялись к залу регистрации и выяснили, что наш аэрофлотовский самолет задерживается на полчаса.

Устроившись на креслах в небольшом зале ожидания, мы устроили себе второй завтрак: Пилот допивал оставшийся Heineken, Штурман доедал йогурт из еще не успевшего нагреться автохолодильника, также были съедены ветчина и нектарины.

Несколько раз мы бегали к стойке регистрации, чтобы посмотреть, не началась ли посадка на наш рейс. Но никакой информации на табло не было. В итоге за час до вылета нашего рейса по расписанию мы не выдержали и спросили у стойки регистрации, где же, собственно, регистрация? Нам тут же предложили зарегистрироваться, объяснив, что табло у них не работают! И при этом не было ни одного объявления о регистрации! В общем, если бы мы, как говорится, не «почесались», то вполне могли бы не попасть на свой самолет.

В багаже у нас, как и в прошлом году, обнаружился небольшой перевес. Однако нам гораздо больше повезло с тем служащим, который регистрировал нас в этом году. Он сам предложил вытащить часть вещей из сумок и забрать их с собой в ручную кладь (и это при том, что ручная кладь и так выглядела достаточно объемной). Оставшийся же перевес был по его словам, незначительным и допустимым, и он? не разводя бюрократии с оплатой лишних килограммов, отпустил нас с билетами и посадочными талонами в самолет.

Мы очень быстро прошли досмотр, никакого паспортного контроля не было. Пилот на бегу купил пару бутылок в Duty Free, и мы взяли курс на Москву.

…Родная столица встретила нас серой погодой и битком набитым Шереметьево-2. 40 минут мы кружили над аэропортом, ожидая своей очереди на посадку. Потом еще минут 20 ждали в салоне самолета, когда к нашему трапу подадут автобус, после чего минут 50 парились в очереди на паспортном контроле. Народ при этом продолжал прибывать: самолеты сыпались с неба в Шереметьево-2 как из рога изобилия :-(

Багажные «ленты», когда мы к ним, наконец, вышли, представляли жалкое зрелище: сумки и чемоданы были накиданы на них так, как будто тут бушевал ураган! Часть сумок валялись кучей на полу. Багажных тележек не было!

Заехать на паркинг аэропорта тоже было нельзя. Вернее, можно, но для этого надо было отстоять в очереди на въезд часа полтора! И потом, по нашим оценкам, еще часа полтора потратить на выезд оттуда. Словом, в аэропорту творилось невообразимое!

Но - делать нечего. Собравшись с духом и силами, мы донесли на себе свой багаж до начала Международного шоссе - именно там на обочине нас ждали в машине встречающие.

Хоть Родина и встретила нас во всей своей красе, ничто не могло испортить нам настроения и заряда энергии и бодрости, полученных за месяц, проведенный в любимой и ставшей почти родной для нас Франции :-)

 

Мы в очередной раз желаем всем, решившимся на автомобильное путешествие по Франции, положительных и ярких впечатлений, отдыха и удовольствий, приятных неожиданностей и сюпризов!

В НАЧАЛО ОТЧЕТА
К СПИСКУ ОТЧЕТОВ

© 2008, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...