ШЕСТЬ ОАЗИСОВ НА КРАЮ САХАРЫ

Отчет об автопутешествии по Западному Египту зимой 2008 г.

2 декабря 2008 г. День четвертый. Сива

Ночной гала-концерт – Оформление пермита – От Клеопатры к Александру Македонскому – На весах Анубиса – Автохтонный ужин

Ночь была полна звуков. Сначала сивичи, похоже, всем мужским населением собрались под нашими окнами и горячо обсуждали не меньше, чем судьбы родины. Когда они угомонились, мотоциклисты некоторое время соревновались, кто громче взревет двигателем, не сходя с места, а потом устроили стрит-рэйсинг в сопровождении музыки клаксонов.

Затем на место мужчин собрались все домашние животные и дружно обменялись мнениями: петухи кукарекали, собаки лаяли, а ишаки истошно орали, причем в хоре последних была представлена вся гамма певческих голосов: сильно бухали два-три обладателя густых басов, их поддерживал десяток баритонов, голосили бесчисленные дисканты и заливались истерические тенора.

Когда выдохлись крупные животные, наступила недолгая пауза, после чего коты решили, что им тоже есть, что сообщить миру. И поведали со всей страстью. А когда они исчерпались, то небосвод посветлел, и муэдзины с помощью мощных динамиков стали созывать правоверных на молитву.

Нам предстояло весь день провести в Сиве, поскольку дальше просто так ехать было нельзя. Чтобы перебраться по пустыне в Бахарию, нужно получать специальное разрешение, по-местному - пермит, а это небыстро, особенно с учетом арабской специфики.

Поэтому Дима с Сашей пошли заказывать пермиты, Оксана – гулять, я сел за отчет :-( Через некоторое время все собрались и отправились в путешествие по окрестностям Сивы. Только сначала залили бензин на местной заправке, где нас привычно пытались обсчитать на 4 фунта, и заехали в офис отдать документы на машины, необходимые для пресловутого пермита.

Сперва поехали на источник Фатнис, взяв в офисе по туризму карту-схему. Красиво. Соляное озеро вокруг, кафешка с пальмовыми стульями. Выпили кофе, пофотографировали.

Приехали двое местных сивичей. Один угостил нас свежими финиками, которые тут же и собрал. Потом слегка почистил пальмовой веткой поверхность источника от водорослей, Дима перехватил эстафету.

Пока мы собирались купаться, местный предложил вечером отужинать у него дома за 30 фунтов с человека. Мы уточнили меню и согласились. Сивич пообещал придти в отель в 19 часов и запросил 50 фунтов задатка на покупку продуктов. Мы выдали требуемое, но в ответ попросили доставить нас туда-обратно на ослике.

Купнулись в источнике. Ничего особенного, но приятно, особенно с учетом даты происходящего. Вода слегка тепленькая, можно в несколько гребков проплыть от одного края до другого.

Оделись, поехали искать другой источник – ванны Клеопатры. Некоторое время плутали по хитросплетению улочек, пытаясь соотнести выданную в офисе по туризму карту с местностью. В результате все равно доверились генштабу и GPS, и они вывели нас к источнику. Оказалось насиженное место с ресторанчиком и сувенирным магазином. Не понравилось, купаться не стали, хоть сама ванна и много больше размером. Доехали до храма Амона. Оказалась развалина с парой барельефов наверху.

Дальше замок оракула, где что-то там предсказали Александру Македонскому. Вход 25 с человека, отличные виды вокруг, видно, что оазис среди пустыни. Прямо пальмовое море.

Вернулись в поселок, доехали до гробниц. Опять билеты по 25. Я решил развлечься и объяснил кассиру, что мы все студенты, то есть билеты по 15. Он с трудом поверил, получил 100, обещал сдачу на обратном пути.

Полезли в гору, нам открыли гробницу с остатками росписей, потом другую, потом пришел какой-то местный с очень скудным английским. Но он сумел как-то объяснить, где какой бог нарисован, показал, как Анубис взвешивает души, а потом плохие съедает чудовище. Мы еще пообсуждали, что в Новый Завет попала египетская концепция загробного воздаяния, а не иудейская.

Росписей мало, очень фрагментарно, но сохранность неплохая. На обратном пути долго препирались с кассиром. Взяли у него 50, отдали 10, но он никак не мог удовлетвориться. Так и не поняли – то ли он считать не умеет, то ли он хотел чего-то еще.

Вернулись в отель, купили в лавке банку маслин, выпили вискаря и слопали всю банку разом. Я сел за отчет, а к 19 должен был приехать хозяин дома, где планировался ужин. Но в 18.30 в дверь сунулся Дима и попросил меня спуститься вниз и помочь отбиться от навязываемого нам на завтра гида.

Спустился. Давешний служащий принес нам вожделенные разрешения на чистом арабском языке, но не отдает, а рассказывает, что мы должны завтра взять гида, это требование бордер секьюрити, и удовлетворить его надо сейчас. Я сказал, что мы справимся сами, у нас есть карты, машины, палатки, звезды и солнце, а потому гид не нужен. Разрешения я взял у него посмотреть, в разговоре как бы невзначай отдал их Оксане, отвлекши чиновника разговорами. Он говорил, что верит нам, но таков закон. Я отвечал, что мы списывались с турофисом и полицией, и нам ни про какого гида не говорили.

Кончилось тем, что мужик настоял на том, чтобы идти сейчас в бордер секьюрити и отказываться от гида. Мы собрались и пошли. Буквально через 2 минуты он встретил какого-то знакомого, поболтал с ним и сказал, что проблема решена – этот знакомый с гидом и некой испанкой завтра едут туда же, и мы можем присоединиться.

Все это время нас дожидался мальчик с осликом и повозкой.

Он довез нас по вечерней Сиве до дома, нас усадили на пол с циновками и подушечками, дали супчик, отдаленно похожий на рассольник, еще жидкое блюдо из каких-то молотых трав, салат из подкисленных овощей и курицу с рисом. Курица самая обычная, а остальное очень вкусно. На десерт он принес фиников и крепкого-крепкого чаю с мятой и сахаром – в стопках типа наших водочных. Все это запили рюмкой самогона из фиников.

Пытались за ужином слегка трепаться с хозяином. Потом пришел другой мальчик, хозяин велел дать ему 25 фунтов, и мы потрусили обратно. Путь, кстати, неблизкий. На месте мальчик пытался требовать уже 35, мы дали 30 и подарили ручку.

Договорились с ресепшен о замене раннего завтрака сухим пайком, немного выпили для дезинфекции и перистальтики :-)  Я дописал отчет, пошел спать, остальные еще пошли погулять.

Пробег за день 20 км. Общий пробег 800 км.

предыдущая глава <<

>> следующая глава

в начало отчета

День первый. Каир

Цитадель – Город мертвых – Рынок – Борьба за ножик – Бест драйвер ин Каиро – Атака доброхотов

Отступление первое. Каирский рынок

День второй. Каир

Пирамиды со второй попытки – Христианство по-арабски – Первая битва с Европкаром – Вторая битва с Европкаром – Публичные дебаты о парковке

Отступление второе. Пирамиды

День третий. Каир – Сива

Сбой во времени – Выезд затемно – Туман в пустыне – Первый оазис – Виски с салом

Отступление третье. Дорожное движение в Египте

День четвертый. Сива

Отступление четвертое. Сива

День пятый. Сива – Бахария

В сопровождении гида, гида гида и офицера безопасности – Репетиция с тросом и сандтреками – Мимо космоса – Бахария – Пустыня одним словом

Отступление пятое. Главное занятие в пустыне

День шестой. Бахария – Черная пустыня – Белая пустыня

Размер имеет значение – Вулканические и осадочные – Вглубь Черной пустыни – Штурм песка – Поддомкратить и забутить – Выкапывание перенесено

Отступление шестое. Черная пустыня

День седьмой. Белая пустыня

Рассветная фотосессия – Корпус за сорок минут – Прочь из песчаного плена – В освещенной тени – Опять Белая пустыня – Фотография впроголодь

Отступление седьмое. Белая пустыня

День восьмой. Белая пустыня – Фарафра – Эль-Каср – Дахля

Красное и белое – Встреча на далеком меридиане – В поисках антуража – Мандарины Фарафры – Глина средних веков – Горизонтальные кувшины – Приватизация по-дахлийски – Корки очень пригодились

Отступление восьмое. Снаряжение и оборудование

День девятый. Дахля – Харга – Асьют

Стройплощадка с арабским акцентом – Храм Амона access denied – Гробницы первых христиан – Попутчик-полицейский – Куча хлеба – Аршавин в пустыне – Аллах акбар – Асьютское гостеприимство – Монументы и зиккураты

Отступление девятое. Собственно оазисы

День десятый. Асьют – Файюм – Каир

Горечь расставания – Загадка на перспективу – Толпа пубертатов – На арене бесплатного цирка – Биг фист аль-агхда – Потерянные в музее – Лукуллов пир недорого