ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТРАНЕ БАСКОВ

Отчет об автомобильном путешествии
летом 2008 г.

19-27 июля 2008 г.

Дела задержали нас в Париже...

Нам очень хотелось начать отчет именно с этой фразы, хотя она выглядит хвастливой. Но зато это чистая правда :-) Дело в том, что после выхода в свет нашей книжки, мы договорились с издательством «Вокруг света» о подготовке следующей, для чего нам и пришлось провести в Париже две недели. Пилот бегал по городу с фотоаппаратом и наладонником в качестве записной книжки, Штурман же утром разделял с ним эту участь, а во второй половине дня отправлялся на курсы французского.

Об этой части нашего путешествия особо не отчитаешься, разве что книжкой впоследствии, а пока о подробностях придется умолчать, в том числе и из суеверных соображений. Скажем лишь несколько слов о нашем проживании.

Каждый, кто останавливался в Париже, знает, что бюджетные (и не очень) гостиницы этого славного города предназначены исключительно для ночлега. Они предоставляют путешественнику не более чем кровать, обнесенную стенами так, чтобы в проход можно было протиснуться, ну и крошечный санузел впридачу. Ни о какой работе здесь речь идти не может, если вы, конечно, не администратор цирка лилипутов. Да и то...

Нам же хотелось оборудовать нормальное рабочее место для Пилота, чтобы он мог спокойно разложить свои фотопринадлежности, а также разбирать фотографии и записи. Поэтому мы решили вместо отеля остановиться на съемной квартире. Пилот взбудоражил Гугла, прошерстил выплюнутые в ответ ссылки и выбрал агенство Lodgis с неплохим ассортиментом вариантов. Особо приглянулась двухкомнатная квартирка неподалеку от языковых курсов, позволявшая Штурману не тратить лишнего времени на дорогу. Мы оформили заказ, внесли аванс, оплатили страховку и стали ждать проверки прекраснодушных планов грубой действительностью.

В общем, вышло неплохо. Небольшая спаленка, совсем небольшая кухонька (зато с двумя холодильниками), раздельный санузел и примерно 15-метровая гостиная с рабочим и обеденным столами, а также с зоной отдыха – диван-столик-телевизор-DVD. К квартире прилагался бесплатный беспроводной интернет, что мы оценили в полной мере.

Дополнительным плюсом мы сочли возможность готовить себе пищу. Это оказалось и недорого, и вкусно, благо ассортимент продуктов в магазинах богаче любого ресторана, а качество их таково, что на готовку не уходило ни много времени, ни много сил. В самом деле, купить полкило свежей рыбы за 5-6 евро и тут же пожарить ее в яйце с мукой – не проблема, а результат выходит лучше, чем в пафосном московском заведении.

Не пришлось нам напрягаться и с уборкой. Обычную чистоту мы, естественно, поддерживали и мусор выносили. А вот от вопроса о уборке финальной хозяйка отмахнулась, сказав, что это дело специально обученной и оплаченной femme, которая все сделает после нашего отъезда.

Цена вопроса оказалась вполне щадящей. За две недели (с субботы по субботу) мы заплатили меньше 1300 евро со всеми страховками, комиссиями и агентскими процентами. Смеем уверенно утверждать, что ни одна гостиница не предоставила бы нам ничего сравнимого по качеству и площади за те же деньги и тем более в том же районе (бульвар Бон-Нувель).

Для очистки совести упомянем и о недостатках.

Во-первых, квартиры обычно сдаются с субботы по субботы, что накладывает определенные ограничения на расписание. Впрочем, нас это никак не напрягло, поскольку занятия у Штурмана проходили с понедельника по пятницу, так что ничего особо подгадывать не пришлось.

Во-вторых, процедура резервирования и оплаты заметно сложнее, чем в отеле. Нужно было списать с агентством, прислать им копии паспортов и кредитки, подписать договор и согласие на снятие денег, потом списаться с хозяйкой и банковским переводом (!) отправить ей аванс. Все это накладывалось на легкое французское раздолбайство: адресаты периодически внезапно пропадали на пару дней, отчего придирчивый Пилот заметно раздражался.

Но результат, по нашему мнению, стоил затрат. Нам понравилось, и в следующий раз мы опять постараемся снять не гостиницу, а квартиру.

А теперь, после слегка затянувшегося вступления, переходим к собственно отчету о путешествии...

19 июля

Paris – Aulnay – Pugnac – Bayonne

В хмурую летнюю субботу, в семь утра по парижскому времени, мы сели в машину Opel Corsa, взятую напрокат в Europcar на Gare du Nord. Нам предстояло преодолеть более 800 километров и оказаться на самом юге Франции, у границы с Испанией, на земле басков.

Сразу за Перифериком на дороге обнаружилось огромное количество машин. У парижан в разгаре был сезон отпусков. Так что первые десятки километров мы тащились в пробках. Позже началась платная трасса A10, она же L’Aquitaine. По ней мы поехали быстрее.

Машина была практически новая, с пробегом всего 700 км. Корса опять не понравилась, особенно на трассе: на больших скоростях дорогу держала слабовато, приходилось постоянно подруливать.

Заранее было решено, что по дороге на юг мы заедем в городок Олней, который располагается к юго-западу от Пуатье, чтобы увидеть храм св. Петра (Eglise St-Pierre d’Aulnay). Его камни хранят воспоминания о паломниках, которые останавливались здесь, продвигаясь с севера и из центра страны на юг, а далее в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела.

Храм – типичный образец романской архитектуры XII века. Однако в отличие от многих виденных нами романских церквей, эта удивляет своей легкостью. В ней действительно нет привычной для романики тяжести. Возможно, это достигается ажурной резьбой по камню – ею украшен западный портал, и восточная часть церкви. Ощущение такое, будто архитектор вырезал многочисленные фигурки на в камне, а в дереве или в кости.

Выглядит церковь снаружи исключительно живописно – ухоженная, ладная, аккуратная. Внутри – ничуть не хуже. Высокие своды, прекрасно сохранившиеся скульптуры слонов, вырезанные в камне на капителях, поддерживающих свод крыши.

В церкви готовились к свадьбе. Когда мы подъехали на небольшую стоянку возле нее, нас даже сначала приняли за гостей :-) Внутри храм был скромно украшен белыми бантами на лавках и большим букетом (белые лилии и зеленая осока) в корзинке у алтаря.

В Олнее у нас произошла неприятная техническая неполадка. Наведя фокус фотоаппарата на церковь, Пилот нажал кнопку затвора, но… на экране вместо ожидаемого кадра появилась зловещая надпись на черном фоне: Error 99. Фотоаппарат отказался снимать. Это было крайне неожиданно :-( После нескольких бесплодных попыток пришлось махнуть рукой на полупрофессиональную технику и снимать в дальнейшем в течение всей недели путешествия на старенькую цифромыльницу Pentax Optio 5Z, которая справилась со своей задачей на вполне достойном уровне. Вот только интерьерные съемки - не ее стихия :-( Чувствительность маловата, а вспышка слабовата. Так что по поводу красот интерьеров придется верить нам на слово :-)

После остановки мы съехали с трассы и поехали дальше по бесплатной дороге D137. Километров за 20 до Бордо вдоль дороги появилось множество виноградников и виноделен. Не в силах устоять, мы заехали в одну из них в местечке Пуньяк (Pugnac). Продавщица была сильно занята с покупателями и потому, показав нам бокалы и выставленные рядом открытые бутылки вина, предложила пробовать все самостоятельно. Мы с энтузиазмом отдались дегустации и выбрали вкусные, слегка терпкие, отдающие деревом красные вина. Название одного из них история не сохранила, а второе – De Titiac, Premieres Cotes de Blaye урожая 2004 года.

После дегустации за руль пришлось сесть Штурману :-) и мы покатили дальше. Вскоре после Бордо вдоль дороги начался Ландский лес – один из самых больших лесных массивов Франции. Дорога здесь стрелой упирается в горизонт, а вокруг – пески и сосны, все слегка наклоненные в одну сторону – от океана, так как именно с этой стороны тут дуют основные ветра. Такой пейзаж может кому-то показаться монотонным, но нам очень нравятся эти места. Здесь чувствуется сила природы, ее первозданность, незыблемость…

До отеля B&B близ Байонны мы добрались к восьми вечера. Проделали необходимые формальности, получили код от своего номера и затащили вещи. Отель явно подвергся реновации: отделка помещения стала светлее, появилось большое зеркало прямо в комнате, увеличилось количество электророзеток, а душ в ванной стал массажным.

Ужинать отправились в ресторанчик при соседнем, через забор от нашего, отеле. Заказав мясо, мы получили его в лучшем виде – полусыром, горячем и очень вкусном с тройным гарниром. Под занавес был заказан десерт – местный сыр Бреби де Пирене (Brebis des Pyrenees) с конфитюром из черешни! Это было необыкновенно вкусно!

Единственное «но» ужина состояло в том, что нам в итоге не засчитали два десерта и дижестив. Мы обратили на это внимание официанта. Он раскланялся и во второй раз принес нам неправильный счет, на сей раз решив «подарить» только дижестив. Мы подошли к стойке, еще раз указали на ошибку, выслушали благодарность и, расплатившись окончательно, наконец пошли спать.

20 июля

Bayonne – St-Jean-de-Luz – Chateau d’Urtubie – Chateau d’Antoine Abbadie Bayonne

Утром мы едва не проспали завтрак в отеле, встав только в десять часов. Причиной тому был мелкий противный дождь и сплошная серость за окном.

В этому году завтрак в B&B стоит 5.90 евро на человека. Это шведский стол, где есть омлет (из яичного порошка), жареный бекон, несколько видов йогуртов и фруктовых пюре, круассаны, хлеб, масло, конфитюры, сок-чай-кофе-молоко.

После завтрака надо было устраивать свой отдых, несмотря на плохую погоду. Мы отправились изучать местные достопримечательности.

Сначала – в городок Сен-Жан-де-Луц. Он расположен в месте, где река Nivelle впадает в океан. Старая часть города расположилась вокруг морской бухты. Бухту опоясывает широченный пляж с золотистым песком.

С местом для парковки тут, как и повсюду во Франции, плоховато. Есть несколько небольших платных площадок-паркингов у этой пешеходной зоны, и, конечно, можно ставить машину вдоль улиц на обозначенных местах. Но мы крайне удачно припарковали машину на внезапно освободившемся месте в двух шагах от бухты и пешеходной улицы с магазинчиками.

Прогулявшись вдоль бухты и надышавшись морским воздухом, мы прошлись и по двум пешеходным улицам. Одна из них – полностью ресторанная. Каждое заведение предлагает посетителям огромный выбор самых разнообразных даров моря на любой вкус и кошелек. Другая – сплошь магазины. Большинство торгуют изделиями из тканей – тут полно полотенец самых разных расцветок и размеров, скатертей, занавесок… Также есть магазины, продающие хамон (бекон) и копченую колбасу. Повсюду слышна испанская речь – ведь до границы с Испанией здесь всего 10 км.

Из исторических достопримечательностей мы осмотрели Дом Инфанты (La Maison de l’Infante). Построенный в стиле итальянского ренессанса в начале XVII века, он называется так потому, что в мае 1660 года здесь несколько дней жила Мария-Терезия (Maria Theresia) – будущая жена Людовика XIV, Короля-Солнце. Именно сюда пришел король, чтобы вести будущую королеву к алтарю. Как известно, у Людовика XIV было множество фавориток, но несмотря на это, брак с Марией-Терезией был долгим и прочным. Когда королева умерла, Людовик произнес: «Это первый и единственный раз, когда она сделала меня несчастным».

В церковь, где происходило венчание королевской четы, мы не попали, так как было воскресенье, и она работала с перерывом, а ждать до ее открытия не хотелось.

Далее наш путь лежал в замок Уртубье, который расположен в 5 минутах езды от Сен-Жана-де-Луц.

Самая старая часть этого небольшого замка относится к 1341 году, когда Мартин де Тартас, сеньор Уртубье, получил разрешение от английского короля, по совместительству герцога Аквитанского Эдуарда III разрешение на строительство крепости. В обмен на это он обязался сообщать королю сведения о дороге в Испанию. В дальнейшем к крепостной башне был пристроен и собственно замок, то есть жилые помещения.

Этот замок и территория с замечательным садом, оранжереей и небольшой часовней до сих пор находится в частной собственности – им владеет граф, потомок сеньоров Уртубье в 24 поколении! Он живет вместе со своей семьей в доме, выстроенном непосредственно рядом с замком. В самом замке есть трехзвездный отель, выдававший себя во время нашей экскурсии явственным звуком стиральной машинки.

По саду можно гулять самостоятельно, но в замок пускают только с гидом. Показывают столовую с элегантной мебелью и необычной посудой, гостиную, маленький салон с многочисленными семейными портретами и фотографиями, кухню.

Экскурсии проводятся только на французском языке. Мадам, рассказывавшая нам о помещениях, говорила на прекрасном французском и мы с нашими минимальными знаниями многое понимали. Облегчали понимание и листки с кратким переводом экскурсии на русский язык.

Входной билет стоил 8 евро. По окончании экскурсии нам выдали так называемый «паспорт» - небольшую цветную брошюру, в которой перечислены и вкратце описаны все наиболее значимые достопримечательности региона с указанием цены на билет и часов работы. При их последующем посещении нам давали скидку в 1,5 -2 евро на человека по предъявлении сего «документа».

Следующим был замок Аббади. Это яркая достопримечательность земли Басков. Он был построен в период с 1864 по 1878 год по проекту Виолле-ле-Дюка, который вошел в историю как реставратор Собора Парижской Богоматери и города-крепости Каркассона.

Место для замка выбрано более чем удачно – на холме над морем, откуда открываются замечательные виды. Хозяин, Антуан Аббади, ирландец по происхождению, был астрономом, ученым и специалистом по Эфиопии, тогда называвшейся Абиссинией, где провел 10 лет и составил первую ее карту. С 1892 и до своей смерти в 1897 г. он возглавлял французскую академию наук. В замке Аббади жил со своей женой Виржинией. Детей у них не было.

Хозяин замка, судя по всему, был большим оригиналом. Практически в каждой комнате можно увидеть надписи на эфиопском, древнекельтском языках или на латыни. Скажем, при входе, над крыльцом в камне выбиты слова «Сто тысяч приветствий», а над камином и на стенах арабской комнаты, где велись беседы с гостями, размещены надписи: «Лучше быть, а не казаться» и «Счастье – в работе».

В столовой, украшенной красивыми деревянными панелями, находится множество стульев, украшенных бархатом зеленого цвета с вышитыми на спине буквами эфиопского алфавита. Если эти стулья поставить в определенном порядке, то сложится фраза на эфиопском языке, которую можно перевести примерно так: «Изменник никогда не будет сидеть за этим столом».

В спальне для гостей есть надпись на старофранцузском, смысл которой можно передать примерно так: «Мы желаем тем, кто отдыхает здесь приятных снов, золотых мечтаний, а также доброго пробуждения».

Не менее интересен замок и снаружи. Можно разглядеть скульптуры собачки, крокодила, кошки и мышки… Словом, все здесь устроено с любовью и сохранено в превосходном состоянии.

Вход стоит порядка 7 евро. Времени на осмотр уходит около часа (замок довольно большой). При покупке билета всем выдают листы с комментариями и подробным описанием каждой комнаты (на англ., франц. нем. и исп. языках).

К счастью, дождь к вечеру прекратился. И мы поехали ужинать в Байонну. В первый момент мы разочаровались: городок казался абсолютно опустевшим. Ведь знаем же, что по выходным, особенно по воскресеньям, французские провинциальные городки как будто вымирают, но все равно каждый раз сильно удивляемся. Мы даже успели испугаться, что нам не светит поужинать. Но не спеша прогулявшись по пустынным улицам, мы вышли на набережную и набрели на два открытых ресторанчика, в которых уже паслась куча народа! Видимо, эти два заведения были самыми стойкими, на которых правило выходного дня не распространяется :-)

В качестве закуски мы выбрали салат с рыбой и салат с креветками, а на горячее взяли запеченную дораду. Кувшинчик домашнего белого вина (очень приятного) дополнил трапезу. В меню входил также и десерт на выбор – мы остановились на кусочке баскского пирога и тарталетки с яблоками. Вся еда нам обошлась в 42 евро.

21 июля

Bayonne – Tarnos Plage – Bayonne

Утром решено было отправиться на поиски пляжа, хотя погода пока не казалась подходящей: солнце выглядывало лишь изредка. Тем не менее мы направились в сторону Байонны и затем – в направлении пляжа Тарно, который был указан в атласе Мишлен.

Преодолев Байонну и переехав мост через реку Adour, мы следовали указателям на Тарно, потом где-то промахнулись, но в итоге, совершив «круг почета» прибыли все же на Plage du Metro.

Здесь нас встретил большой и бесплатный паркинг со свободными местами :-) За ним есть небольшая площадка с баром, где можно купить соки-пиво-воды и закуски в виде орешков, крекеров и сэндвичей. Ну а потом начинается пляж – большая и широкая полоса песка, мягкого и желтого.

Здесь с 11 утра и до 7 вечера работают спасатели – есть вышка, с которой они весьма ревностно следят за толпой купающихся в океанских волнах. То и дело раздавался громкий свисток, означающий, что купающиеся слишком далеко удалились от охраняемой зоны (она помечена на берегу двумя высоко поднятыми синими флагами). Есть также стенд с расписанием приливов-отливов на текущие сутки, температурой воды и воздуха.

К моменту нашего приезда к океану погода улучшилась, солнце разогнало тучи, но ветер, и довольно сильный, продолжал дуть. Мы расположились на песке, читали, наблюдали за обучением серфингистов, ели сэндвичи, дремали и наслаждались отдыхом :-) И все это под шум океанской волны, которая не переставала набегать на берег.

В 16.00 мы двинулись в сторону отеля. По дороге заехали в супермаркет Geant, купили фруктов и ягод. Передохнув в отеле, отправились опять-таки в соседний ресторанчик на ужин.

Там Пилот заказал и героически съел полкило полусырого, но вкусного мяса (эта порция стоит тут 22 евро), а Штурман польстился на рыбу мерлузу (Merlu). Официантка сказала, что рыбное блюдо неострое, но для Штурмана она был «на грани» – рыба в обрамлении мидий и креветок была присыпано красным перцем.

Десерт на сей раз мы устроили себе в номере сами: пирожные и арманьяк в качестве дижестива :-)

22 июля

Bayonne – Villa Arnaga – Capreton – Bayonne

Поскольку вчера мы провалялись на пляже фактически целый день, то это утро решили посвятить изучению окрестностей, а на пляж поехать уже после обеда.

Начали мы с посещения сыроварни Онетик (Fromagerie Onetik, открыта с 9.30 до 12.30 и с 14.00 до 18.00, закрыта в выходные). Она расположена в предгорьях Пиренеев, близ села Macaye, и производит сыры с грифом «AOC» (Контролируемое наименование по происхождению). Мы узнали про нее из брошюрки La route du Fromage Ossau-Iraty, взятой в отеле, и нашли довольно легко, по карте и указателям на местности.

Вокруг небольшого, современного строения раскинулись красивые пейзажи. Ни забора, ни ворот у здания. Внутри все выглядит по-офисному. Ресепшен, витрины с сырами разных сортов и продавщица, которая дает попробовать любой из них. Есть несколько видов овечьего сыра разной выдержки – какой-то 3 месяца, другой 4 и т.д., а также по паре видов козьего и коровьего сыра. Купить можно любой и в любом количестве, разницы между оптовиками и индивидуалами здесь не делают.

Местные сыры в большинстве своем изготавливаются из овечьего молока путем введения в него сычужного фермента. Его добавляют в молоко, хранившееся не более 48 часов. Выдерживают сыры в погребах с температурой ниже 12 градусов. Длительность выдержки не менее 90 дней. Запрещается использовать молоко овцы в течение 20 дней после окота. Только при таких условиях сыру присваивают Сертификат происхождения и качества Оссо-Ирати. Сыры получаются практически все твердые, с несильным, но приятным запахом.

Покинув сыроварню, мы направились к городку Камбо-ле-Бен (Cambo-les-Bain), близ которого расположена вилла Арнага, где некогда жил Эдмон Ростан.

Знаменитый писатель приехал в эти края в 1900 году по совету доктора Гранше для поправки здоровья и был очарован здешним климатом и красивой местностью. Поэтому в 1903 году, вызвав парижского архитектора Жозефа-Альбера Турнера (Joseph-Albert Tournaire), он приступил к строительству виллы для своей семьи. Сразу было решено, что она будет выдержана в баскском стиле – оштукатуренные белые стены с деревянными панелями, выкрашенными в ярко-красный цвет.

Вилла получилась огромной и великолепной. С самого начала было сделано отопление, что для того времени было техническим новшеством. Кроме того, к дому примыкает чудный парк с цветами, беседками и фонтанами. Есть в дальнем конце парка и маленький птичник, который вызывает полный восторг у маленьких посетителей.

Обустраивать виллу писателю помогали его друзья-художники. В доме есть чудесная детская комната – место обитания двух сыновей писателя, большой зал для гостей, спальни, библиотека, кабинет, кухня. По дому приятно гулять с планом в руках, который выдают каждому посетителю. Повсюду развешано множество фотографий, из подписей к ним можно узнать о некоторых эпизодах жизни семьи Ростан. Представлены и театральные афиши, и подробные рассказы о самой знаменитой пьесе «Сирано де Бержерак» - где она ставилась, как ею восторгались зрители, какие письма по этому поводу писала жена Ростана друзьям и т.д.

Побродив по парку и осмотрев виллу, мы отправились в Кап Бретон, поселок на берегу океана к северу от Байонны. Его название почему-то напоминает о Бретани, хотя от Аквитании до нее далековато :-)

Добравшись туда, мы увидели дивное курортное местечко, прекрасный песчаный пляж, бары и кафе вдоль него, а также множество ресторанчиков, предлагающих уйму рыбных блюд, устриц, креветок, но наряду с этим и утку, и мясо. Цены приятно удивляют. Скажем, французский рыбный суп стоит в этих местах от 7 до 10 евро, порция рыбы – от 15 до 25 евро. Есть и более демократичные заведения – с пиццей, паэльей, гамбургерами.

Здесь же обнаружился небольшой рыбный рынок, который, видимо, работает не только по утрам, но и днем. Мы прибыли в три часа дня и некоторые торговцы уже открывали свои лавки и выкладывали свежую рыбу для послеобеденной торговли.

Из небольшого порта каждый час отправляются небольшие катера на морские прогулки. Предлагается морская рыбалка, с 7.30 до 12.00, стоимость 40 евро с человека, резервировать места надо здесь же заранее. Дама, продающая билеты, уверенно сказала, что рыбу поймают все, а потом ее надо унести с собой и приготовить дома самостоятельно. Такой возможности у нас не было, и от этой затеи пришлось отказаться :-(

Приткнув машину в переулке в двух шагах от пляжа, мы выбрали место на песочке поближе к океану. Высокие волны накатывали одна за другой, и зайдя в воду по колено, можно было полностью искупаться. Народ в основном этим и занимался – прыгал в волнах.

Прилив начался на глазах. Мы через некоторое время оказались у самой кромки воды и потому вынуждены были сменить место дислокации :-)

Пролежав на пляже до семи вечера, мы отправились на поиски ужина. Просмотрев меню нескольких заведений, остановили свой выбор на ресторанчике под назанием Café Belle.

Пилот выбрал большое блюдо морских деликатесов (устрицы, креветки, ракушки амандес, бигорно, булю, краб, лангустины), а Штурман остановился на рыбном супе и жареной рыбе соль (sole). Рыбный суп здесь представлял собой не просто похлебку, но насыщенный бульон с мидиями, другими моллюсками креветками. Вся еда была на высоте, и к ней прекрасно подходил выбранный Пилотом белый рислинг из Эльзаса.

Мы провели в ресторане два часа, выйдя из него, купили мороженое и успели понаблюдать за стремительным закатом на голубом небе, таявшем во влажной дымке. Солнце упало прямо в море, и мы покатили в отель:-)

23 июля

Bayonne – Tarnos Plage – St-Jean-de-Luz Bayonne

Наш выбор снова пал на Тарно-пляж. С самого утра тут было полно семей с маленькими детьми. Остальные возрастные категории стали появляться ближе к 11.30. Расчет на то, что здешний пляж расположен в бухте, и следовательно, на море не будет огромных волн, оказался верным. Волны были совсем небольшие. Зато народу на пляже – тьма-тьмущая! Тем не менее, мы удачно выбрали место под солнцем, предварительно, столь же удачно запарковав машину на одной из центральных улиц (3 евро за 2 часа).

Купаться было удовольствием. Можно было уплыть подальше от толп народа и наслаждаться ласковой и мягкой водой :-) Оздоровившись, мы вернулись к машине, оставили свои пляжные вещи и отправились обратно на центральную пешеходную улицу. Заглянули в пару магазинов и принялись искать место для ужина. Выбор пал на ресторан Le Kaiku (17, rue de la Republique). Были взяты дюжина устриц, и две разные рыбы на горячее, а к ним белое эльзасское вино. Ресторан расщедрился на мини-презенты: сначала рыбную закуску, а на десерт – шоколадный мусс. Все было вкусно, а блюда к тому же были изысканно и необычно украшены. Заплатили мы за все 80 евро.

В отель мы вернулись очень быстро по платной трассе в объезд Биаррица и Байонны.

24 июля

Bayonne – Behorleguy – Osses Bayonne

Утро было серым, бессолнечным, и оттого весьма ленивым. Поэтому первую половину дня мы посвятили шоппингу. Заехали в ближайший коммерческий центр со множеством магазинчиков и провели там два с хвостом часа, прикупив кое-какую одежду и сувениров, а напоследок приобрели в Carrefour сыра и оливкового масла с собой в Москву :-)

Завезя покупки в отель и перекусив ветчиной, хлебом и вином, мы двинулись в предгорья Пиренеев. Изучив рекламные проспекты, взятые в отеле, мы узнали, что 23 и 24 июля некоторые фермы, где делают сыры, проводят дни открытых дверей. Вот мы и решили в пасмурный прохладный день посетить парочку сыроварен.

Сначала наш выбор пал на Беорлеги. Она привлекла нас тем, что в программе дня значилось не только знакомство с процессом изготовления сыра, но и демонстрация работы собак.

60 километров до Беорлеги мы проехали по атласу и указателям. Но там, где мы ожидали финала, путешествие только началось. На самом краю деревеньки обнаружился указатель на этот самый день открытых дверей. Затем дорога стала сужаться, забирать вверх, начался довольно крутой и извилистый горный серпантин. Проехав еще чуть-чуть, мы оказались в облаке. Пошел дождь (точнее было бы сказать – пошло облако :-)), видимость стала почти нулевой. Вперед было видно метров на 6-10, не более. Навстречу нам из тумана вынырнула другая машина, с которой мы едва разъехались. Спустя еще несколько минут мы увидели, что сзади нас догнал еще один автомобиль и пристроился к нам в хвост. Дальше ехали цугом.

Из тумана время от времени высовывались коровьи и овечьи морды и так же внезапно погружались в него обратно! Ни души, ни дома вокруг. Мы уже стали думать, что никакой фермы не найдем, как вдруг появился перекресток с указателем нужной нам фермы и надписью, что до нее ехать «еще 5 минут»! А мы к тому времени ехали по безлюдной горе уже все 25 минут!

Но в конце концов до места мы все же добрались. На импровизированном паркинге нас встретили коровы, а уже в воротах фермы – собаки. Когда мы прибыли, рассказ о ферме уже начался, и его слушали экипажи пяти автомобилей.

Ферма, которой вот уже 24 года владеет Жиль Гашен (Gilles Gachen), расположена на высоте 2600 метров. Хозяйство представляет собой небольшой, но современный и чистый дом, огороженную забором и навесом территорию для стрижки и дойки овец, автоматическая доилку, 400 овец, несколько свиней, стадо коров.

В период с мая по октябрь семья фермера живет здесь, на так называемом летнем пастбище. В это время овцы пасутся на высокогорных плато, а с июля по октябрь вынашивают ягнят – в эти месяцы их не доят и не стригут. В другое время года – с ноября по апрель – стадо перегоняют на нижние пастбища. С ноября по середину июля овец доят два раза в день, а из пяти литров молока получают около одного килограмма сыра.

Теперь стало понятно, почему именно в начале июля устраиваются Дни открытых дверей на фермах – ведь как раз в это время слегка уменьшается объем работы.

Прослушав эту информацию (на французском языке), мы продегустировали сыр и колбасу, и будучи неспособными из-за недостаточного знания языка вступать в дальнейшие диалоги, как это делали местные посетители, поехали обратно. Никакой работы собак нам не показали - все время накрапывал дождь, и, видимо, на такую погоду демонстрация не была рассчитана.

Обратная дорога вниз также была проделана в полном тумане, но мы хотя бы знали, чего ожидать.

Спустившись, мы покатили обратно по направлению к Байонне, а по дороге заглянули в селение Оссе, на ферму Этшерриа (Ferme Etchearria) Тут тоже был день открытых дверей. Показывали овец и автоматическую доилку, два небольших зала, где происходит перемешивание молока с закваской в специальных, отполированных до серебряного блеска приспособлениях-«мешалках». Были продемонстрированы и формы, в которые заливается будущий сыр, и две крошечные комнатки, где он сыр проходит предсушку, а потом окончательную сушку и созревание.

Разумеется, французские объяснения и на сей раз были не слишком доступны, но мы с удовольствием на все посмотрели и сфотографировались с сыром, готовым к продаже :-)

Неподалеку от фермы мы зашли в магазинчик, где купили овечьего сыра, и двинулись к отелю.

Ужин был в очередной отдан на откуп соседнему ресторанчику, в котором мы уже не раз бывали. Пилот польстился на телячью зобную железу (ris d'agneau), а Штурман выбрал утку, которая значилась в меню как cotlettes de magret de canard. На деле же это оказались просто поджаренные куски очень мягкой утки во вкусном соусе, а вовсе не котлета в нашем понимании :-)

Солнце в этот день вышло только под вечер и тут же скрылось за горизонтом...

25 июля

Bayonne – Biarritz Bayonne

Последний курортный день мы лениво провели в Биаррице. Солнце светило нежаркое, по небу плыли облака. Машина была оставлена на платном паркинге под казино, где было полно свободных мест.

Назагоравшись и накупавшись напоследок, мы прогулялись вдоль моря, сходили к Мадонне на скале, сделали несколько фото и расстались с одним из своих любимых мест.

Ближе к вечеру заправились у супермаркета Geant, заметив при этом, что бензин несколько подешевел по сравнению с предыдущей неделей.

Затем прогулялись по Байонне, побывали в ее кафедральном соборе, насмотрелись красивых книжек в огромном книжном и DVD-магазине на одной из пешеходных улиц в центре старого города и поужинали.

Наутро надо было ехать обратно, в Париж…

26 июля

Bayonne Saintes – ParisGonesse

Наше желание выехать в семь утра пересилило желание все же позавтракать перед выездом. А завтраки в B&B в выходные начинаются только с 7.30 утра. Несмотря на раннее время, толпа народу уже вовсю жевала круассаны и пила кофе. Мы тоже позавтракали и покатили по трассе в сторону Бордо. Машин было немного, навстречу их ехало гораздо больше.

Мы быстро преодолели расстояние до города Сент, где у нас была запланирована остановка. Мишленовский гид «дает» ему две звезды, и нам захотелось его осмотреть.

Въехав в центральную часть города мы обнаружили, что здесь раскинулся рынок. Продавали как обычно все – от скатертей, корзинок овощей и фруктов до устриц, меда, хлеба и коньяка. Народу было много, припаркованные машины стояли повсюду. Не найдя возможности приткнуть свое авто по правилам, мы заняли место рядом с паркингом, фактически на тротуаре, откуда на наших глазах только что укатила машина. Мы посчитали, что в базарный день нас не должны эвакуировать с неположенного места.

Сначала мы зашли в кафедральный собор св. Петра (Cathedrale St-Pierre), который основал в конце V века св. Вивьен, один из первых епископов Сента. А после направились на другой берег реки Шаранты по пешеходному мосту в Аббатство Дам.

Эта обитель была основана в XI веке Джеффри Мартелем, графом Анжуйским, и его супругой Агнессой Бургундской. Это был первый монастырь для женщин из окрестностей Сента и он успешно просуществовал целых 745 лет вплоть до XVIII века. Существовал он в основном за счет пожертвований богатых семей, которые отправляли сюда на воспитание и обучение своих дочерей. Известно, в частности, что одной из таких учениц была Атенаис Рошешуар (Athenaos de Rochechouart), будущая Маркиза де Монтеспан, знаменитая фаворитка Людовика XIV.

К сожалению, от истинного аббатства здесь ничего не сохранилось, кроме самих помещений, в которых теперь устроена выставка, посвященная истории обители. Можно побродить по нескольким этажам, заглянуть в одну из келий, в которых жили послушницы, побывать в монастырской церкви и залезть на колокольню, с которой открывается неплохой вид на весь Сент и на спокойно текущую Шаранту.

Входной билет в аббатство стоит 2 евро. В настоящее время одна часть монастыря функционирует как выставочный и музейный зал, а во второй части его расположилась музыкальная школа. Пока мы гуляли по помещениям и двору, все время слышалась тихая игра на фортепьяно и иногда пение арий.

Выбравшись из суеты рынка и города мы заправились при выезде у супермаркета Super U (сэкономив таким образом 8 евро:-)) и помчались дальше.

Мы остановились на трассе еще один раз, где-то между Туром и Блуа, чтобы перекусить, немного отдохнуть и снова заправиться.

На подъезде к Парижу стало ясно, что машин очень много и мы рискуем попасть в пробку далеко не доехав до Периферика. Пилот взял ситуацию в свои руки и под его чутким руководством, мы свернули с трассы A10, и окружными дорогами стали пробираться к аэропорту Шарль де Голль. У нас был забронирован отель Campanile в местечке Гонес в 5 минутах езды от аэропорта.

По карте и указателям мы довольно легко нашли этот Гонес, а в нем – отель. Нам выдали ключи, мы оставили в номере некоторые вещи (он оказался довольно большой, как и ванная комната. Все чисто и опрятно), и отправились на поиски заправки, так как бак у нас был конечно же, далеко не полный. (как оказалось утром следующего дня, заправка есть прямо у самого въезда на территорию аэропорта, так что накануне можно было и не заморачиваться).

Тем не менее, мы покружили по безлюдному Гонесу, и отчаявшись сориентироваться самостоятельно, обратились за помощью к какому-то водителю, который садился в свое авто. Он сначала принялся объяснять, где заправка, а потом махнул рукой и предложил следовать за ним. Мол, он покажет. Через три минуты он привез нас к супермаркету с заправкой :-)

Мы залили бензин, купили чуть-чуть еды в супермаркете и вернулись по карте обратно в отель.

Вояж этого лета подошел к концу. На следующее утро мы, как всегда, с сожалением, покинули Францию…

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...