ДЕНЬ ЗА ДНЕМ 

МОСКВА – РАВЕННА
21 декабря
Москва – Woskrzenice
22 декабря
Woskrzenice – Wien
23 декабря
Wien – Ravenna
24 декабря
Ravenna

ПОЛУОСТРОВ ГАРГАНО
25 декабря
Ravenna – Rodi Garganico – Vico del Gargano – Vieste – Mattinata
26 декабря
Mattinata – Monte Sant’Angelo – San Giovanni Rotondo – Testa del Gargano – Mattinata

БАРИ И ОКРЕСТНОСТИ
27 декабря
Mattinata – Lucera – Troia – Castel del Monte – Trani – Bari
28 декабря
Bari
29 декабря
Bari

ЛЕЧЧЕ И ОКРЕСТНОСТИ
30 декабря
Bari – Grotte di Castellana – Alberobello – Lecce
31 декабря
Lecce
1 января
Lecce – Otranto – Capo Santa Maria di Leuca – Leuca – Lecce
2 января
Lecce – Ostuni – Matera – Salerno

КАМПАНЬЯ
3 января
Salerno – Amalfi – Ravello – Salerno
4 января
Salerno – Paestum – Pompei – Salerno
5 января
Salerno – Caserta – Firenze

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ В МОСКВУ
6 января
Firenze – Trieste
7 января
Trieste – Budapest
8 января
Budapest
9 января
Budapest – Брест
10 января
Брест – Москва
 

ГЛУБОКО В САПОГ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ДОРОГИ И ГРАНИЦЫ

КАРТЫ И НАВИГАЦИЯ

НАШ АВТОМОБИЛЬ RENAULT MEGANE

ОТЕЛИ, В КОТОРЫХ МЫ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ

ИТОГИ И РЕЙТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ

Отчет об автомобильном путешествии 
по ЮЖНОЙ ИТАЛИИ 
зимой 2008/09 гг.

МОСКВА – РАВЕННА

21 декабря

Москва – Woskrzenice

Еще не до конца веря в то, что у нас начались новогодние каникулы и можно сбежать прочь от московских автомобильных пробок и толп народа в магазинах, мы в 6.30 утра вышли из дома, уселись в машину и прямо от подъезда начали путь в Италию.

Вскоре нас приняли :-( Инспектор ГАИ в 9.30 остановил за превышение скорости в населенном пункте. Обошлось в 400 руб. Второй раз нас тормознули почти перед самой границей с Белоруссией – не были включены фары. Оформление штрафа через бланк вылилось в 20 минут времени и 100 рублей, которые потом, кстати, так и не удалось заплатить в Москве: реквизиты платежа были приведены не полностью.

Дорога в Смоленской области оставляла желать лучшего: песок, насыпанный более чем щедро, занимал одну из двух полос с каждой стороны дороги. Поэтому фуры мы обгоняли, переваливая через песчаный бархан. Но шины GoodYear Ultra Grip 7+ проявили себя с самой лучшей стороны – машину не «вело» и не «бросало».

При въезде в Белоруссию в транспортной инспекции оплатили транзитный проезд через страну. Для легковой машины это стоило 5 долларов (или 137 руб.). Оплату принимают в российских рублях. Процедура заняла около 10 минут. Далее все было традиционно: через равные промежутки пути на трассе возникали пункты оплаты, принимающие не только рубли и местную валюту, но и карточки Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro. Стоимость каждого участка – 20 руб.

По Белоруссии ехали, как по маслу – отличная четырехполосная дорога с широкой разделительной зоной посередине. Нам, правда, не очень повезло: всю дорогу шел либо дождь, либо висел туман, так что дворники работали в полную силу.

До Бреста успели практически засветло. Перед въездом в город остановились заправиться. Пока заправлялись, посещали туалет – стемнело. К границе подъехали в 18.20 МСК.

У белорусов мы потратили 18 минут. Затем была короткая очередь на польской границе (около шести машин). Тут все происходило в несколько этапов: к машине подходил таможенник, брал паспорта людей и техпаспорт на машину, заглядывал в машину, спрашивал, куда едем, и уходил со всеми документами. Мы сидели в машине. Спустя десять минут документы нам возвращали, после чего их брал следующий таможенник, задавал примерно те же вопросы, и точно так же скрывался в своих будках. Спустя энное количество минут документы снова были у нас в руках.

В итоге польскую границу мы преодолели за 40 минут. Итого – за час две границы! Учитывая опыт лета 2005 года, когда мы провели здесь 7 (!) часов – нынешнюю процедуру можно назвать идеальной.

В Польше проехали до отеля, в котором останавливались летом 2005 года. Пилот отправился выяснять подробности, но оказалось, что здание перестроили под жилье для беженцев. Пришлось ехать дальше.

Через пару километров увидели стоянку для фур, заправку и отель. В 18.00 по местному времени (20 часов по московскому) мы занесли часть вещей в номер, спустились перекусить и оказались в большой компании дальнобойщиков. Штурман соблазнился «налистниками с сыром», что обернулось блинчиками с творогом и с какой-то сладкой подливкой типа сгущенки. У Пилота аппетита не было, поэтому он принял 100 граммов, запив минералкой.

В кровати мы буквально упали в 19.30 по местному времени (в 21.30 по московскому): о себе дали знать и дорога, и усталость последних рабочих дней.

Пробег за день – 1080 км.

 

22 декабря

Woskrzenice – Wien

Проспав 11 часов (!), мы поднялись около семи утра. Позавтракали яичницей с ветчиной, выпили чаю (все вместе 16 злотых, или 4 евро на двоих) и в 8.00 покинули отель. Дождь накрапывал, но было светло.

Мы заметили, что качество дорог в Польше по сравнению с 2005 годом улучшилось: они стали шире, покрытие более гладким, знаков и разметки тоже больше. Но светофоры на трассах остались :-(

ТомТом держал направление на Равенну, но ближе к чешской границе мы изменили траекторию и направились по указателям в Словакию, ориентируясь на город Жилина (Žilina).

Въехав в Чехию и проехав по ней совсем чуть-чуть, мы достигли границы со Словакией. В это время ощутимо потемнело и полил сильный дождь. Дорога очень узкая, горная и в тот момент была загружена в обе стороны. В сплошном потоке воды мы разглядели заправку, прижавшуюся к горе, – нам нужно было приобрести разрешение на проезд по словацким автомагистралям. Пилот отправился объясняться, задействовал все языки, какие знал, и купил нужную бумажку за 5,5 евро.

Штурман тем временем готовился продолжить путь за рулем во тьме, под ливнем и по горной дороге. К счастью, экстремальные условия преследовали нас лишь в течение часа. Потом началась трасса с широкой разделительной полосой, с двумя рядами в каждую сторону, по которой мы докатили до границы с Австрией. Перед ней решили заправиться относительно дешевым бензином.

Австрия встретила нас сильнейшим порывистым ветром, но без дождя. Проехав несколько десятков километров, решили искать ночлег. Завершив объезд Вены, увидели указатель на зону отдыха с заправкой, стоянкой, рестораном, отелем, куда и заселились.

В ресторане при отеле Штурман решил попробовать знаменитое австрийское блюдо – венский шницель, который был замечательно и вкусно приготовлен, а Пилот удовольствовался куском жареного мяса.

Пробег за день – 929 км. Общий пробег – 2009 км.

 

23 декабря

Wien Ravenna

Когда в 07.05 мы выезжали из отеля, было еще темно и дул, как и вечером, сильнейший ветер. Рассвет мы встречали на трассе, любуясь облаками, постепенно приобретающими оранжевый оттенок. C автобана были видны долины между гор с «раскиданными» по ним домиками.

Дорога в этой части Австрии устроена комфортно. Длинные съезды с дороги и выезды на нее, указатели, развязки – все это не мешает движению основного потока. Через определенные промежутки расположены зоны отдыха с кафе, заправками и отелями – по типу той, в которой мы останавливались на ночь. Таким образом, найти ночлег в этой стране вдоль трассы, видимо, не проблема – были бы средства.

Проехав около 160 км, мы остановились позавтракать в одной из зон отдыха c кафе и заправкой. Взяли чай-кофе в пластиковых стаканчиках (4.10 евро) и перекусили прямо в машине еще остатками московской еды. Здесь же помыли стекла и фары. На улице было около нуля градусов, ветра не было, воздух был свежий и приятный, солнце пригревало. Нас окружали горы, на некоторых склонах лежал снег, на зеленых полянах – иней.

Дальше дорога стала более извилистой. Горы подходили к трассе все ближе. Участились тоннели. На трассе разрешенная скорость 130 км/час, в тоннелях – 100. Длинна тоннелей от 400 метров до 3 км.

Занырнув в один из тоннелей и проехав по нему с километр, мы выехали в густой, непроглядный туман. А ведь за полминуты до этого сияло солнце! Это было более чем неожиданно. Мы включили противотуманные фары и продолжили путь с чуть меньшей скоростью. Туман сопровождал нас и дальше. В какой-то момент он чуть-чуть рассеялся и стало видно, что вокруг сплошная зима – снег окружал нас со всех сторон. У границы с Италией мы остановились, чтобы заправиться. Тут был минус один градус и большие сугробы.

Но вскоре пейзаж снова сменился. Трасса вывела нас на итальянскую равнину. Здесь не было и следа снега, вовсю светило солнце, а глаз радовала зеленая трава! Термометр в машине быстро поднялся с нуля до плюс десяти градусов.

В районе съезда на Местре и Венецию трасса расширилась до трех-четырех полос в каждую сторону. В момент, когда мы ехали, в этом месте шли активные строительные работы: что-то расширяли, демонтировали, улучшали, асфальтировали. Потом появилась развилка: дорога, шедшая прямо, убегала в Милан, а нас «увели» в сторону Болоньи, где начался платный участок. Шоссе снова стало узким, по две полосы в каждую сторону. Здешний пейзаж остался для нас тайной за семью печатями, поскольку все время пути, с момента выезда в сторону Болоньи нас окружал сплошной туман. Практически все ехали с противотуманными фарами, однако это не мешало многим гнать со скоростью 130-140 км/час – при ограничении в 100.

В какой-то момент ТомТом, ведший нас по дорогам Европы вот уже третий день, запищал, замигал и, быстренько пересчитав маршрут, предложил нам съехать с трассы. Штурман, временно замещавший Пилота за рулем, слегка растерялся, но указание исполнил. Мы оказались на проселочной дороге. Временами из тумана выглядывали какие-то домишки, деревья, поля, ответвления от дороги. После 15-и минут езды по этим сельским тропам ТомТом вывел нас обратно на трассу одним «экзитом» дальше. Что это было – глюк или сознательный объезд какой-то пробки – мы теперь никогда не узнаем.

Остаток пути до требуемой точки прошел спокойно.

И вот мы в Равенне! От порога дома в Москве до дверей гостиницы спидометр насчитал 2812 км. Мы бросили вещи и пошли на прогулку.

Равенна произвела впечатление мистическое – она утопала в тумане, старенькие домики с покосившимися ставнями напоминали картины XVII века, местные жители разъезжали на велосипедах с корзинками, из которых торчали пакеты с продуктами. Силуэты велосипедистов появлялись из тумана внезапно и столь же мгновенно в нем растворялись.

Машин видно не было. Сияющая огоньками елка вырисовывалась на центральной площади Piazza del Popolo словно из волшебной пыли.

Туристов мы тоже не заметили – бродили только местные, закупая сувениры в разнообразных лавочках на площади, открытых к Рождеству.

Древние постройки – базилики, мавзолей – которые мы увидели, смотрелись скорее как декорации...

Побродив по городу, как ежики в тумане, мы купили в супермаркете (он оказался в двух шагах от нашего отеля – современный и большой) вино из земель Friuli, салат из морепродуктов, сыр, хлеб и отметили, сидя в номере, свой первый день на итальянской земле.

После вина Штурман остался в отеле записывать впечатления дня, а Пилот отправился фотографировать вечернюю, таинственную и пока непознанную Равенну.

Пробег за день – 803 км. Общий пробег на конец дня – 2812 км.

 

24 декабря

Ravenna

Ранний, в семь утра подъем, был оправдан несмотря на то, что ехать мы никуда не собирались. Но музеи здесь открываются в 9.00, и работают зимой до 16.30. К тому же, это был предрождественский день.

Завтрак входил в стоимость номера и оказался приличным. Ветчина и сыр, множество йогуртов на выбор, хлопья-мюсли, молоко, хлеб, сухарики, куча джемов и меда, выпечка, соки, вода. Чай или кофе приносят по заказу в небольших железных чайничках, сохраняющих тепло.

Подкрепившись, вышли в сырой туманный воздух (чуда за ночь не произошло, туман не рассеялся). Начать осмотр сокровищ Равенны решено было с дальней точки – мавзолея Теодориха, расположенного за чертой старого города. От отеля до него было примерно двадцать минут ходьбы – нужно было дойти до окраины города и пересечь по пешеходному мосту железную дорогу. Мы в тот день, кажется, были единственными его посетителями. Мавзолей окружает красивый парк, но туман и сильная влажность не способствовали прогулке. Думаем, что весной и летом здесь бродить гораздо приятнее.

Сам мавзолей был выстроен в 520 году из истрийского известняка, а крыша его – это огромный, цельный кусок камня диаметром 11 метров. Это единственный оставшийся на земле памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.

Считается, что во время строительства мавзолея еще не было способов поднимать камень на столь большую высоту, поэтому строение было засыпано землей до самого верха, камень-крыша втащен на место, а насыпанная вокруг земля удалена.

Вернувшись обратно в город, мы прошлись по улочкам Равенны, посмотрели на несколько симпатичных, явно недавно реставрированных домов (на их фасадах были оставлены детали старой кладки).

Второй точкой нашего визита стала раннехристианская базилика Сан-Витале (Basilica di San Vitale). Инициатором сотворения этого чуда архитектуры был епископ Равенны Экклюзий, который съездил в Византию, вдохновился тамошними церквями и решил построить у себя нечто подобное.

Здесь мы приобрели билеты, дававшие право на посещение пяти достопримечательностей, которые вкратце описаны ниже.

Базилика, просторная внутри, показалась нам весьма темной, за исключением алтарной части, где и расположены чудесные мозаики. Рассматривать их – настоящее удовольствие.

Во-первых, они выглядят так, будто их сделали вчера, то есть сохранили необыкновенную яркость красок. Во-вторых, сюжеты, изображенные на них, весьма интересны, особенно если разглядывать их с комментариями в руках. У нас при себе была книга (на русском языке!) «Равенна. Искусство и история», которую мы купили накануне вечером в книжном магазине. И хотя язык оставляет желать лучшего (очень уж корявый перевод), в целом издание довольно содержательно. Все сцены, изображенные на мозаиках, подробно объяснены.

Впечатляюще выглядит центральная мозаика с Христом, Святым Виталием и епископом Экклюзием, держащим в руках модель будущей базилики. Дополняет картину общий фон рая – изумрудного цвета трава, беленькие цветочки, четыре райские реки.

В базилике встретили, наконец, туристов, рассматривающих мозаики также с путеводителями в руках. Помимо итальянцев были замечены французы.

После базилики мы зашли в расположенный по соседству мавзолей Галлы Плацидии (Mausoleo di Galla Placidia). Это строение, совершенно аскетичное снаружи, внутри украшено мозаиками, словно коврами. Особое впечатление производит фон: мозаика темно-синего небесного цвета с золотыми звездами.

Название свое мавзолей получил в честь сестры императора Гонория, который в 401 году подписал бумагу, подтверждающую перенос столицы Римской Империи в Равенну.

Отметим, что многие библейские сюжеты, изображенные на мозаиках и в базилике, и в мавзолее, выглядят совсем по иному, нежели те, которые мы привыкли видеть на иконах. Местные художники часто изображали библейских героев в неожиданных для нас сегодня сочетаниях (например, Авель и Мельхиседек рядом, приносящие жертву). В то же время жертвенные овцы, апостолы и евангелисты выглядят вполне традиционно. Собственно, эти отличия и делают Равенну уникальным памятником тех давних времен, когда христианская иконография только складывалась.

Самое древнее здание города — Неонианский баптистерий (Battistero Neoniano). Он назван так потому, что был выстроен епископом Неоной. Впечатляющие мозаики! Особенно нам понравилась центральная, где изображено крещение Христа в водах реки Иордан, а рядом сидит и сам Иордан, похожий на древнеримское водное божество.

Выглядит картинка наивно, но эта сцена, разумеется, была понятна древним людям. Да и Христос тут выглядит как обыкновенный смертный со всеми первичными признаками мужского пола. В более позднем христианстве такие изображения невозможно представить, а в V веке традиции римского искусства еще были сильны. Оттого и обнаженка, и прямо-таки языческий речной бог.

Посетили мы и Епископский дворец в двух шагах от Неонианского баптистерия. Правда, все, кроме одного небольшого зала с экспонатами, было закрыто. Из всей экспозиции заслуживает внимания лишь резное епископское кресло, сделанное из кости. В общем-то, сюда можно и не ходить (мы заглянули потому, что дворец все равно входил в стоимость билета).

Следующей точкой стал баптистерий арианцев (Battistero degli Ariani). Вход сюда бесплатный. В нем также есть мозаичный медальон с изображением сцены крещения Христа, похожий на тот, который мы видели в предыдущем баптистерии.

Иордан изображен с камышовой ветвью и двумя клешнями на голове – опять-таки античное водное божество.

В центре Равенны мы нашли ресторанчик-тратторию (а они, кстати, здесь весьма немногочисленны), изучили меню и узнали, что на праздничный вечер предлагается рождественский ужин за 22 евро (без спиртного). Решив посмотреть, как местное население празднует сочельник в ресторане, мы забронировали два места (Trattoria alla Strada degli Ariani, via degli Ariani, 10, tel. 054433220).

И отправились к пятой достопримечательности. Ею была базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant'Apollinare Nuovo), что расположена ближе всего к отелю, где мы жили. Ее выстроил остготский король Теодорих в период с 493 до 526 года. В ней нам запомнились длинные мозаичные панно с изображением библейских и евангельских героев, мучеников и святых.

Они размещены вдоль стен храма и напоминают красивый ковер.

Внутри она также производит впечатление гигантского сооружения, хотя стоя перед ее фасадом снаружи так вовсе не скажешь.

Общее впечатление от увиденных в Равенне памятников архитектуры и искусства у нас сложилось такое: от них исходит дух времени. Все мозаики яркие и интересные – таких мы до сих пор нигде в Европе не видели. В городе несомненно чувствуется дыхание истории, и чувство, что когда-то город действительно процветал, выполнял функции столицы, но с течением времени погрузился во мрак.

Еще в этот день мы успели посмотреть на могилу Данте с прилегающей к нему так называемой «зоной Данте» – небольшой садик и пара саркофагов.

Однако особого душевного трепета мы не почувствовали (слишком уж далеко по времени эпоха Данте отстоит от нас, сегодняшних. Скажем, в случае с могилой Леонардо да Винчи в Амбуазе ощущения были иные – великий мастер в тот момент словно был ближе).

Последняя достопримечательность в этот день – базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant'Apollinare in Classe). От Равенны до нее – меньше пяти километров. На машине и с помощью ТомТома мы проделали это за пять минут.

Храм – памятник ранневизантийского искусства в районе Классе. Это была портовая часть Равенны. Собор был возведен над могилой первого равеннского епископа Святого Аполлинария.

Здесь сохранились древнейшие мозаичные полы (два фрагмента) и мозаика над алтарной частью. На ней изображен Святой Аполлинарий на зеленой лужайке, жертвенные овечки, крест на звездном небе с ликом Христа – в отличие от привычных нам фресок в церквях, где в центре композиции именно Христос, а не крест.

Заметим, что такое обилие достопримечательностей было осмотрено в период с 9 утра, когда мы вышли из отеля, до 14.30, когда мы вернулись в него.

Перекусив и передохнув, во второй половине дня отправились на центральную площадь – приобщаться к рождественским гуляньям.

Тут царил дух веселья – рождественские песни и пляски местных организаторов праздника в красных кафтанах и колпачках, ярмарка сувениров.

В 19.30 мы пришли на ужин. Нас усадили за столик в дальнем от входа конце зала. Официанты практически не говорили по-английски, но при этом явно хотели, чтобы нам все понравилось. Все время спрашивали нас, все ли о'кей, не нужно ли чего еще. Мы заказали бутылку красного вина. Нам принесли закуску – множество мелкого, самого разного поджаренного хлебца: какие-то крутоны, сухарики, мини-рогалики. На отдельной тарелочке вроде были еще орешки. Мы чуть-чуть это поклевали, после чего официант – высоченный парень – поинтересовался, нравится ли нам это, и почему мы не едим больше. Мы сказали, что не хотим наедаться, чтобы попробовать и остальные блюда - которых по меню значилось еще четыре.

Затем уже другая официантка принесла нам бульон с равиоли (что на итальянском звучало как brodo – бульон), затем последовали овощи-гриль (помидоры, перец, баклажаны, кабачки) и мясо, а на десерт подали местный рождественский кекс, какие у нас обычно продают и потребляют во множестве на Пасху. Все было очень вкусно приготовлено.

Пока мы ели-пили, местные жители все приходили и приходили в ресторан. Все были одеты красиво, но строго. Мужчины – отглаженные брюки и рубашки голубоватых, сероватых тонов, женщины – платья или брюки с красивыми пиджаками поверх или нарядными блузками плюс шарфики – в основном черного цвета, с элементами красного. Все увлеченно и весьма громко переговаривались. Рядом с нами отмечала Рождество большая компания – человек 10-12, и от них шуму и гаму было вагон! Посетители дарили друг другу какие-то кулечки, пакетики, пили вино, заказывали закуски и блюда, радовались жизни.

Так мы отметили католическое Рождество, прогулялись по туманной Равенне в ночи и улеглись спать.

Пробег за день – 9 км. Общий пробег на конец дня – 2823 км.

 

следующая глава >

в начало отчета

к списку отчетов

© 2009, Пилот и Штурман 

Designed by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...

 Рейтинг@Mail.ru