ЗИМНЯЯ АЛЬПИЙСКАЯ СКАЗКА

 
 

Отчет об автомобильном путешествии по Центральной Европе 2009/10 г.

 
 

Вена
(10 - 13 января)

< предыдущая глава  

По пути  к последнему пункту назначения мы долго мчались со скоростью 130-135 км/ч. Несколько раз нас обогнали: четыре румынских машины, одна чешская, две польских, две белорусских и одна подмосковная :-) Судя по боксам на крыше, все они ехали с горнолыжных курортов.

Перед Веной (Wien) автобан раздвоился, основная масса машин ушла южнее, в сторону Словакии и Венгрии, мы двинулись прямо. TomTom уверенно «провел» нас по Вене почти до самого конца, но уже возле отеля «запутался». Организация движения на улицах изменилась, а навигатор об этом, как говорится, ни сном, ни духом…

Тем не менее, совершив круг почета по ближайшим улицам, мы наконец, попали в отель Best Western Das Tigra. Нам выдали в сопровождение местного серба, который с Пилотом перегнал машину на подземную стоянку неподалеку.

Разместившись в просторном, светлом, со вкусом обставленном номере, мы под проливным дождем :-( отправились осматривать окрестности. До главного Собора святого Стефана (Stephansdom) от отеля идти десять минут. Пешеходные улицы были украшены оригинальной и элегантной подсветкой. Возникало впечатление, что над улицей Грабен (Graben) подвешены хрустальные люстры.

В Собор мы заглянули, обошли кругом внутри и снаружи, прочитали сами себе комментарий из путеводителя. После заглянули в пару магазинов, приобрели диск с вальсами Штрауса. Но дальше гулять было невозможно из-за того, что под ногами текли буквально реки. Штурман полностью промок. Поэтому в ближайшем к отелю супермаркете «Билла» мы купили себе ужин, включая бутылку местного вина и очень вкусные горячие жареные колбаски, и отправились сушиться и отдыхать.

Наутро, к счастью, погода заметно улучшилась. Дождь прекратился, асфальт подсох, и мы устроили прогулку по старым кварталам города с использованием путеводителя «Мишлен». Людей на улицах по случаю воскресного утра было мало. Попадались лишь отдельные венцы, выгуливающие себя и собачек.

Впечатление на нас произвели, в частности, Анкерные часы (Ankeruhr) с позолоченными фигурами. Мы оказались у них в 11 утра и потому услышали их звон и увидели, как слегка передвинулись золотые фигуры на циферблате.

Запомнилась и греческая церковь Святой Троицы (Griechenkirche zur heiligen Dreifaltigkeit), выстроенная в 1861 году в псевдовизантийском стиле. В храме шла служба, народу было много. Церковь богато убрана, все блестит от позолоты. Внешне храм тоже выглядит празднично: красный кирпич, узоры, что совершенно нетипично для Европейских соборов.

После полутора часов прогулки направились в Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Это большое и помпезное здание с весьма богатой коллекцией живописи. Брейгелю отведен целый зал, есть работы Арчимбольдо, Дюрера, Ван Эйка, Рембрандта, Тициана – в общем, очень достойный музей.

Обеденный перекус мы устроили в знаменитом кафе «Захер» (Café Sacher). Прождали минут десять у входа в ожидании. Место нам досталось зачетное – прямо у окна :-)

Так что мы грелись, ели захер-торт и пили кофе, наблюдая за тем, как течет жизнь на улице. Заказ нам принесли мгновенно. Кофе был отменным, горячим и крепким. А вот тортик не произвел никакого впечатления :-( Со взбитыми сливками его еще можно как-то съесть, а без них – это совсем неинтересный и суховатый кусок темного бисквита.

Взбодренные кофе, отправились осматривать апартаменты Франца-Иосифа и его супруги-императрицы Сиси в их зимней резиденции Хофбург (Hofburg).

Здесь посетителей ждет маленькая хитрость. Прежде чем добраться до заветных комнат, необходимо принудительно осмотреть выставку императорской посуды А она совсем немаленькая! Без аудиогида среди ложек и тарелок делать нечего. С ним же можно обогатить свою память многими бесполезными сведениями. В частности, мы узнали, что сервиз на 140 персон, выполненный из меди и покрытый позолотой, весит 1 тонну! А из особых рюмок зеленого стекла, оказывается, пили исключительно рейнское вино.

Мы честно обошли все «посудные» залы (а куда деваться?), но комментарии аудиогида утомили уже в пятой комнате. Дальше шли быстро и особо не оглядываясь.

На втором этаже музея посетители видят жилые и рабочие комнаты императора и его жены. Знакомство с королевской семьей начинается с выставки, посвященной Сисси. Представлены копии ее платьев, личные вещи, портреты. Аудиогид довольно адекватно ведет экскурсию, хотя спустя какое-то время опять начинает раздражать, так как дикторы говорят ну о-о-очень медленно. Кроме того, даже после подробного рассказа нам не стало яснее, почему собственно, императрица Сисси стала столь меланхоличной и отрешенной от жизни особой. Наверное, все-таки у нее были проблемы с психикой…

Императорские покои чем-то напомнили нам московскую усадьбу Кусково, хотя там все выглядит богаче, нежели в этих монарших комнатах. Историки подтверждают, что Франц-Иосиф с семьей жили достаточно скромно (если не считать посуды :-)). В целом, осмотр покоев оставил скорее положительное впечатление. Мы сумели, наконец, хотя бы частично увязать в своей голове историю австро-венгерского двора и некоторые европейские события.

Ужинать мы отправились в ресторан «Фигльмюллер» (Figlmuller), где, по слухам, подают аутентичные венские шницели. Ну, не знаем, как насчет аутентичности, сравнивать особо не с чем, но шницели были реально вкусные. И большие :-)

 

11 января

Утром, купив в кассе билеты, действующие в метро и трамвае 48 часов с момента их первой «пробивки», мы устремились в замок Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn), куда императорский двор в свое время перебирался на лето. От одноименной станции метро до входа во дворец идти минут десять.

Зимой во дворец никакой очереди нет (про очередь рассказывали знакомые, бывавшие тут весной и летом). У билетных касс разложена масса буклетов на всех языках (в т. ч. на русском), где подробно расписано, какие варианты приобретения билетов есть, и что входит в ту или иную стоимость. Мы выбрали Grand Tour за 12.90 евро с человека. В его программу входит осмотр 40 комнат дворца с аудиогидом (для сравнения: прогулка по 19 комнатам – 9.50 евро).

Аудиогид сделал прогулки по комнатам осмысленными. Временами, конечно, комментарии почти слово в слово повторяли то, что мы слышали накануне в Хофбурге. Замечания насчет красоты императрицы Сисси, рассказы об обычаях семьи на ужинах нам уже надоели, но в остальном текст вполне бодрый.

Из увиденного запомнились необычные китайские салоны с восточными рисунками и инкрустациями на стенах, а также несколько комнат, которые были созданы, фактически, самой императорской семьей. Например, Фарфоровая комната, где на стенах более 200 рисунков, собственноручно выполненных императором и его родственниками. Из-за того, что они нарисованы синей тушью, от комнаты остается впечатление фарфоровой в «гжельском» стиле. Миллионная комната примечательна тем, что ее стены – это резные рамки из розового дерева, в которые вставлены персидско-индийские миниатюры. Вся императорская семья подбирала миниатюры в размер получившихся рамок, а в тех случаях, когда размер соблюсти точно не удавалось, они разрезали миниатюры и составляли из них коллажи.

Словом, в семье императора царил дух творчества. Очевидно, все они очень любили этот свой дворец и с любовью украшали свое жилище.

Покинув дворец, мы слегка прошлись по парку, представляя себе, насколько здесь замечательно весной, летом или осенью. Греться отправились в кафе «Резиденц» (Residenz). При покупке билетов во дворец нам выдали два купона на скидку. Вот мы и решили подкрепиться, тем более, что по словам одной московской знакомой, неоднократно бывавшей в Вене, у замка в кафе подают один из самых вкусных в Австрии штруделей. Он и в самом деле был хорош – совсем тоненькое тесто, замечательная начинка из яблок с корицей и изюмом.

Вторым пунктом культурной программы дня стал Бельведер (Belvedere). Мы зашли только в Верхний Бельведер. Здесь множество залов с живописными полотнами, но люди сюда приходят, конечно, в первую очередь для того, чтобы увидеть самые знаменитые картины Густава Климта – «Юдифь» и «Поцелуй». Эти полотна производят яркое впечатление, в частности, из-за своей золотой краски, которая не может быть адекватно воспроизведена ни на одной репродукции.

В музее было порядком посетителей и масса педагогов, проводивших занятия с детьми. В частности, перед «Поцелуем» сидели две группы детей лет 12-ти и внимательно слушали то, что рассказывали учителя. 

Вечер был отдан ресторану «Плахутта» (Plachutta), где мы заранее забронировали столик ради тафельшпица (Tafelspitz), любимого блюда императора Франца-Иосифа, которые ел его каждый день в течение 50 лет! А прожил император, кстати, до 86 лет, что по тем временам совсем немало, да и по нынешним вовсе неплохо.

«Плахутта» – семейный бизнес, уходящий корнями в XIX век. Своей «фишкой» ресторан с самого начала сделал приготовление говядины в самых разных видах, которая поставляется сюда только австрийскими фермерами. Вареная, жареная в панировке, тушеная – вариантов в меню великое множество. Также в почете здесь потроха и язык.

Тафельшпиц здесь сервируют согласно традициям императорского двора. Учтивые официанты расставляют на столе множество разных тарелок и тарелочек. Спустя десять минут после сделанного заказа приносят небольшую плоскую железную горячую подставку и еще спустя три минуты водружают на нее блестящую медную кастрюльку. В ней – прозрачнейший бульон с овощами и нежнейший кусок говядины.

После этого официанты разливают бульон по специальным чашкам, предлагая в качестве заправки лапшу.

Мягкие и теплые булочки – дополнительный соблазн. Особенно в сочетании с подающимся сливочным маслом. Здесь уже приходится сильно держать себя в руках, ибо в противном случае рискуешь не добраться до самого мяса, сломавшись на бульоне с хлебом.

Мясо, сваренное в бульоне, здесь также разделывают официанты, отрезая небольшие кусочки и выкладывая их на отдельную тарелку. В качестве гарнира к мясу идет вкуснейшая жареная картошка. К этому прилагается масса соусов и заправок – это уже зависит от индивидуального вкуса.

В итоге обычный обед или ужин превращается в неспешную мясную церемонию :-) Об этом венском ужине у нас остались самые приятные воспоминания, хотя сверхучтивость и легкая напыщенность важных официантов поначалу слегка напрягали. Но если не обращать на это внимания, а просто ловить кайф от наблюдения за процессом их работы и вкусной еды, то время здесь можно провести превосходно.

Кстати, тафельшпиц был выше всяких похвал, хоть это и просто кусок вареной говядины. Мы еще пару раз пробовали это блюдо в других ресторанах, но оно оказывалось не таким вкусным, как в «Плахутте».

 

12 января

Этот венский день прошел под знаком солнца (температура воздуха упала до минус 5, и небо очистилось) и современного искусства.

В солнечных лучах мы увидели золотой шар здания Венского Сецессиона (Wiener Secession), который, если верить путеводителю «Афиша» по Вене, местные жители с самого начала прозвали «золотой капустой».

В белоснежном особняке, стилизованном под строения Древней Греции и все же выстроенном в стиле модерн, находится лишь одна историческая достопримечательность, причем в подвале :-) Это «Бетховенский фриз», стенная роспись Густава Климта. Согласившись с путеводителем в том, что он кажется незаконченным (хотя произведение окончено), мы слегка разошлись во мнениях. Пилот счел изображение на стенах исполненным глубокого смысла, Штурман же воспринял живопись как болезненную и слишком экзальтированную.

Более смотреть в Сецессионе не на что, если не считать выставки современного искусства на первом этаже. В момент нашего посещения с потолка свисали две белые шторы, рядом стояли детские зонтики, а вдоль стен изредка встречались письменные столы дизайнерского вида то пустые, а то с накиданными поверх столешницы какими-то тряпками :-)

Вторым пунктом программы стал Музей Леопольда (Leopold Museum) в так называемом Музейном квартале. Это бывшая частная коллекция окулиста Рудольфа Леопольда, про которую автор афишинского путеводителя Екатерина Деготь совершенно справедливо заметила, что ее можно спокойно проредить наполовину.

Главный интерес здесь представляют полотна жителя Вены Эгона Шиле (Egon Schiele), который умер в 28 лет (именно поэтому его творчество не успело распространиться по Европе и миру в целом). Впрочем, особо много желающих ознакомиться с его картинами, изображающими голых женщин в разных позах, не наблюдалось. В момент нашего посещения музея также проходила выставка Эдварда Мунка, мы на нее тоже поглядели.

Вообще же от музея осталось впечатление лабиринта – неясная нумерация этажей, невнятные номера над залами, нет стрелок, обозначающих начало экспозиции и путь дальнейшего следования. Вероятно, его создатели полагали, что в современном искусстве это абсолютно неважно. Но живопись интересная и необычная, этих художников мало где можно увидеть.

После «общения» с искусством мы гуляли по городу. И дойдя фактически до здания оперы, зашли в кондитерскую «Аида» (Aida Café-Konditorei). Взяли по чашке кофе (его подали, как обычно, с маленьким молочником и стаканом воды) и два пирожных: Пилот – «шоколадную бомбу», Штурман – «эстерхази».

Оба десерта были свежайшими и совершенно не походили на то, что в Москве выдают под теми же названиями в кофейнях. Такое впечатление, что у нас на Родине в пирожные постоянно чего-то не докладывают – масла? сахара? сиропа? Или же взбивают тесто и крем не так долго, как это надо по технологии? В любом случае, это загадка…

После сладкого подкрепления отправились искать адрес, знакомый Пилоту с детства. Дело в том, что отец Пилота прошел Великую Отечественную войну от Курской дуги до Дрездена, а по окончании боевых действий был отправлен в Вену, где и прослужил больше года, пока не уволился в запас. Будучи офицером, он жил на частной квартире в доме №12 по улице Марияхильферштрассе (Mariahilferstraße, 12) и запомнил этот адрес на всю жизнь. И когда железный занавес пал и границы открылись, отец все время предлагал Пилоту съездить в Вену, которая осталась у него памяти богатым европейским городом его молодости. Увы, сделать это удалось только после его ухода из жизни. И Пилот считал своим долгом найти памятный дом.

Мы выполнили историческую задачу без труда, но, по-видимому, того дома, что стоял здесь после войны, не сохранилось. На его месте стоит современное здание с номером 12-16.

Мы постояли перед ним, вспоминая военные рассказы отца Пилота и пытаясь представить себе, какое впечатление должна была производить Вена на советского человека в 1945 году.

Семейная легенда рассказывает о жене одного из отцовских однополчан, которую он «выписал» к себе в Вену и устроил вечеринку в честь ее приезда. Бедная девушка натурально разрыдалась при виде накрытого стола...

Вечером отправились на трамвае в Дёблинг (Döbling) на северной окраине Вены, где собирались посетить какой-нибудь хойригер (heuriger), то есть заведение, где подают местное молодое вино. Считается, что традиционные хойригеры, которые были популярны среди венцев, выродились в туристские аттракционы, но нам все равно хотелось посмотреть, что это такое. По случаю зимнего времени найти открытое заведение было нелегко, но в конце концов мы набрели на «Альтер Бах-Хенгль» (Alter Bach-Hengl), где и выпили по кружке простенького белого.

В зале кроме нас были только местные жители в возрасте, которые явно пришли поболтать. Видимо, традиция еще не умерла до конца. 

На 13 января, последний день пребывания в Вене, мы оставили музей Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud Museum).

Дом из светлого камня, массивная дверь, за которой скрывается арка. За аркой – внутренний дворик с четырьмя гаражами. Из этого дворика посетители поднимаются на второй этаж по лестнице с витой решеткой и оказываются перед дверью со звонком. Здесь с 1891 по 1938 и жил доктор Фрейд. Апартаменты у него были большие. Фактически это две (или даже три?) квартиры, объединенные в одну.

Каждому посетителю выдают подробные, на нескольких листах формата А4, комментарии (у нас были на русском языке). С ними все и «гуляют» по квартире.

В прихожей выставлен саквояж Фрейда, его кепка, чемоданчик, несколько вещей на вешалке. Затем следует гостиная, где доктор принимал коллег, вел долгие беседы о психоанализе, далее находится комната-приемная, где он работал с пациентами, и после нее – кабинет. В гостиной сохранилась мебель доктора, дымоход, множество фотографий на стенах.

В других помещениях никакой обстановки не осталось. По всему периметру комнат на стенах представлена экспозиция, рассказывающая о Фрейде от его рождения до смерти. Огромное количество фотографий, выписок из книг о рождении, документов, изображений его отца, матери, сестер и брата. Затем идут фотографии жены Марты, сподвижников (всевозможных докторов и психологов, в том числе Шарко и Юнга). Множество выписок из его воспоминаний. Все пронумеровано, комментарии все подробно описывают.

В общем, это довольно интересно, несмотря на то, что мы ожидали бóльшей сохранности обстановки.

После музея мы прокатились до мусоросжигательного завода в районе Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau), который был оформлен в необычном стиле австрийским архитектором и художником Фриденсрайхом Хундертвассером (Friedensreich Hundertwasser), создателем оригинальных зданий.

Таким образом мы приобщились не только к его веселенькой, раскрашенной архитектуре, но и к современным кварталами Вены, которые расположены как раз напротив этого завода. Это точно такие, как и в России, безликие пятиэтажки, дворики между ними, скромные магазинчики для жителей среди жилого квартала...

В завершение мы заехали в коммерческий центр «Норд» (Shopping Center Nord), чтобы сделать несколько покупок в дорогу и домой. А в конце дня починили колесо. Оно периодически немного спускало в течение всей нашей поездки, и Пилот его все время подкачивал. В покрышке оказался огромный гвоздь, который мы, видимо, протаскали с собой по всей Европе :-)

 

***

Обратный путь в Москву сложился удачно, если не считать мучительного преодоления польского города Рыбник (Rybnik) недалеко от границы с Чехией, куда нас вывел навигатор.

Остальное все как обычно: тесные польские дороги,

30 минут на границу в Домачево, ночлег в совковой гостинице «Интурист» в Бресте (с тех пор – только в Польше!) и нудноватый перегон до дома...

Подводя итоги, можно сказать, что Австрия и Вена очень понравились. Они явно стоят бóльшего, чем беглый зимний осмотр. Так что надеемся когда-нибудь вернуться сюда уже в более комфортное время года.

 

< предыдущая глава  

в начало отчета

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2011, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...