СЕВЕР, ГОРЫ И ПРОСТОРЫ

 
 

Отчет об автомобильном путешествии по Западной Канаде летом 2010 г.

 
 

Дорожные впечатления

< предыдущая глава  

 

Канада – единственное место на планете, где практикуется правостороннее движение, используется метрическая система мер и все разговаривают по-английски. Добавьте к этому великолепного качества дороги, богатую придорожную инфраструктуру, отличный туристский сервис и всеобщее дружелюбие – и вы получите самую благоприятную для автопутешествий страну в мире. Расстояния указаны в километрах, знаки понятны, водители улыбаются и уступают дорогу, а в любом населенном пункте найдется офис по туризму, где вас снабдят всей необходимой информацией, да еще и помогут отыскать подходящий ночлег.

Многие требования ПДД для нас привычны и очевидны. Ближний свет обязателен за городом,

двигаться нужно по правой стороне дороги, пристегиваться всем обязательно,

разговаривать по мобильному телефону во время движения запрещено, если он не оснащен гарнитурой «свободные руки», на нерегулируемых перекрестках действует правило «помехи справа», пешеходы на переходе имеют преимущество.

Но все же некоторые особенности канадского дорожного движения для россиянина могут оказаться неожиданными. Здесь все очень похоже на США, а вот от более знакомого Старого Света заметно отличается.

Начнем с того, что в разных провинциях Канады правила тоже разные. Принципиальных отличий, конечно, нет, но во многих деталях они не совпадают. В любой европейской стране такое представить себе невозможно, а вот в Северной Америке – пожалуйста, хоть в Штатах, хоть в Канаде. Так что если соберетесь путешествовать по многим провинциям, то озаботьтесь получением буклетов в офисах по туризму.

Поворот направо на красный свет светофора разрешен во всей Западной Канаде. Если замешкаетесь, то сигналить сзади вам скорее всего не станут, не тот менталитет, но будут сильно удивляться, почему вы мешаете проехать перекресток.

Кстати, светофоры часто висят так, что их не видно, если вы заехали за стоп-линию. И если по российской привычке вы будете эту стоп-линию игнорировать и выезжать на перекресток вплотную к пересекаемой дороге, то окажетесь в неуютном положении. Разрешающий сигнал загорится, но вы его не увидите.

Светофоры установлены едва ли не на каждом перекрестке. Традиционная для Европы круговая развязка в Северной Америке считается неэффективной и потому практически не встречается. Зато часто для левой полосы, с которой можно только повернуть налево, установлен отдельный светофор.

На некоторых перекрестках вместо светофоров ставят четыре знака «STOP» со всех четырех сторон. Тогда каждый подъехавший должен остановиться и пропустить с остальных трех сторон всех, кто оказался на перекрестке раньше него. Российскому водителю система поначалу кажется странной, но к ней очень быстро привыкаешь.

Система нумерации автодорог очень похожа на американскую. Четные номера присвоены трассам, идущим с севера на юг, а нечетные – с запада на восток. Вдоль шоссе постоянно попадаются знаки с указанием его номера и направления, в котором вы движетесь. Это очень помогает ориентироваться.

Скоростные автомагистрали (в Западной Канаде!) практически отсутствуют. Даже на основных шоссе общегосударственного значения часто встречаются светофоры и левые повороты, так что на высокую среднюю скорость рассчитывать не приходится, получается обычно в районе 80 км/час. Но зато редки и платные участки.

Традиционная для Европы система дорожных знаков-пиктограмм в Северной Америке нехарактерна. Здесь практически все знаки пишутся или дублируются словами. Исключение – привычная «морковка» при выезде на главную дорогу и «кирпич», запрещающий въезд. Хотя и на последнем часто пишут do not enter.

Для борьбы с пробками в США и Канаде применяют специальные полосы, предназначенные для машин, где кроме водителя есть хотя бы один пассажир. Официально они называются «полосы движения для автомобилей с высокой загрузкой» (High-occupancy vehicle lane, или HOV). Для путешествующих вдвоем или семьей они особенно удобны, поскольку позволяют заметно сократить время на участке с плотным трафиком. Обозначаются такие полосы вытянутым белым ромбом прямо на асфальте. На знаке над полосой тот же белый ромб нарисован в левом верхнем углу на черном квадрате. На остальном поле знака приведены понятные пиктограммы, каким машинам разрешено пользоваться полосой.

Очень редко встречаются привычные нам знаки направления движения по полосам. Обычно их заменяет разметка на асфальте, так что заранее трудно понять, в какой ряд становиться. Но неудобства искупаются всеобщей доброжелательностью: заблудившегося водителя с улыбкой пропустят в нужный ряд.

На загородных трассах часто осевая линия и обозначение обочины нанесены особой рубчатой отметкой. Если на нее наехать колесом, то машина начинает сильно гудеть и заметно вибрировать – очень некомфортно. Таким образом не только борются со сном за рулем, но и помогают водителю держаться в пределах нужной полосы движения.

В Канаде очень серьезно относятся к придорожной информации. Многочисленные электронные табло информируют о заторах и дорожной обстановке.

Специальные знаки предупреждают о том, что впереди малозаметный выезд тяжелых грузовиков или строительной техники.

Знаки «Стоп» и «Уступи дорогу», как правило, заранее дублируются, чтобы водитель успел спокойно сбросить скорость.

Информация о придорожном сервисе размещается на специальных информационных стендах. Часто при въезде в небольшое селение стоит указатель с перечнем важных для путешественника объектов, которые здесь имеются: отели, заправки, туалеты, офис по туризму.

Если есть все, что нужно, то пишут просто all services.

 

Ограничение скорости в населенном пункте 50 км/час. На загородных дорогах допустимые максимумы разнятся, но они всегда обозначены постоянно повторяющимися знаками типа maximum 80. Поэтому на любом участке водитель проинформирован о разрешенной скорости.

Если схема движения на каком-то перекрестке изменилась или на участке дороги установлены новые знаки, то водителю об этом специально сообщается. Новые дорожные знаки снабжаются мигающим светом, надписью new и увенчиваются двумя красными флажками – не обратить внимание просто невозможно. 

Зона дорожных работ тоже специально обозначается заранее. Дополнительно водителю сообщают, что все штрафы за нарушение правил движения в этой зоне удваиваются. Конец зоны и отмена дополнительных санкций тоже отмечены соответствующими знаками и надписями. На широких трассах во время ремонта на одной из сторон дороги транспорт понятными указателями направляют по встречной полосе. Если же шоссе двухполосное, то движение по единственной свободной полосе делают реверсивным.

Тогда его регулируют специально выделенные для этой цели рабочие с длинными шестами-указателями.

Негабаритный груз перевозится только с помощью дополнительных машин сопровождения. Их отличают красные флажки по бокам, две оранжевые «мигалки» и крупная надпись oversize load черными буквами на желтом фоне. Если размер груза не позволяет двигаться по встречной полосе, то движение на ближайшем перекрестке перекрывают, пока тягач не проедет.

Заправки снабжены всем необходимым. Даже в самом глухом северном поселке на бензоколонке вы найдете горячую воду, нормальный туалет, магазин и всякие бесплатные мелочи вроде бумажных полотенец и щетки с мыльным раствором, чтобы отмыть ветровое стекло от насекомых.

Мигающий зеленый свет на светофоре означает, что проезд разрешен, но светофор управляется пешеходами. В любой момент кто-то может нажать кнопку, и сигнал переключится на красный. Вообще, как и в Европе, в Канаде очень трепетно относятся к пешеходам. Например, в Ванкувере нет стрелок правого поворота на светофоре, и сам поворот производится на обычный зеленый сигнал. При этом, естественно, тот же сигнал разрешает пешеходный переход через пересекаемую улицу. И автомобилисты, которым не надо ехать прямо, покорно ждут, пока пешеходы освободят переход. Поэтому на поворот направо скапливаются иногда заметные очереди, но ради удобства пешеходов все с этим мирятся.

В целом, дорожное движение в Канаде организовано очень логично и удобно, что делает автопутешествие по этой стране комфортабельным и приятным даже при минимальном знании английского языка.

 

< предыдущая глава  

в начало отчета

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2010, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...