НА ПЕРЕКРЕСТКЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 
 

Отчет об автомобильном путешествии по Восточной Турции весной 2010 г.

 
 

Общие впечатления. Страна и люди

< предыдущая глава  

Главное впечатление о Восточной Турции вынесено в название отчета: во время путешествия мы постоянно чувствовали себя на перекрестке культур и цивилизаций. География отвела Анатолийскому полуострову роль моста между Европой и Азией, и по этому мосту кто только ни ходил туда-сюда.

Вот несколько ярких примеров без претензии на исчерпывающий обзор. В поздний бронзовый век с Балкан пришли хетты, вытеснившие местных хаттов и продвинувшиеся до Сирии и Египта.  В противоположную сторону, с востока на запад, двигались могущественные персы, воевавшие с греками. Им навстречу, из Европы в Азию, прошел Александр Македонский. Армянское царство расширяло свою территорию с востока. Христианство распространилось из Азии в Европу, и территория нынешней Турции сыграла в этом распространении важную роль. Римские войска пришли с запада и включили анатолийские земли в имперскую территорию. Арабы появились с юго-востока, воевали с Византией и не раз осаждали Константинополь. Крестоносцы на пути к Иерусалиму прошли через Анатолию в обратном направлении. Турки-османы постепенно завоевали всю территорию Малой Азии, захватили Константинополь, ворвались в Европу и в конце концов дошли до самой Вены.

То есть волны завоеваний и культурных влияний шли через Анатолию как бы маятником: то с востока на запад, то с запада на восток. Движение с юга на север и обратно тоже присутствовало, взять хотя бы скифские нападения, но было не столь ярко выражено, мешали естественные морские и горные преграды. Если мысленно представить себе перемещение народов и культур в ускоренно-сжатом виде, то получится этакий пульсирующий мультфильм: волна налево, волна направо.

И вот что интересно. Эти цивилизационные волны были очень мощными, империи и царства сменяли друг друга, менялись народы, языки и религии, но в цивилизации сегодняшней Турции их следы незаметны. Река времен смыла прежние культуры практически полностью, оставив на память лишь редкие археологические памятники и смутные отголоски в истории.

Где греки? Где хетты? Где армяне? Что осталось от Византии? Куда исчезло христианство? Их нет. Одна страна, одна религия, один народ, один язык... разве что с поправкой на курдов. Ощущение, будто история нынешней Турции начата с чистого листа.

В других исторических местах, где мне довелось побывать, скажем, в Европе или в Израиле, такого ощущения не возникало. Классическая архитектура Европы опирается на античные образцы, религия восходит к Риму, норманнские набеги оставили свои следы на карте и так далее – европейская культура словно пронизана связями между разными временами, скреплена ими снизу доверху.

В Израиле тяжесть культурного слоя воспринимается чуть ли не физически, библейские и евангельские так прочно вплетены в повседневность, что кажутся произошедшими буквально вчера. История царя Давида определяет сегодняшнюю жизнь наравне с декларацией лорда Бальфура или операцией «Литой свинец».

 В Турции не так. Здесь культурный слой за те же три тысячи лет не накапливался, а периодически расчищался. Возможно, это поверхностный взгляд туриста, но впечатление именно таково. У нас сложилось твердое ощущение, что мы оказались на цивилизационном перекрестке, который ветры истории продували с разных сторон и сдули с него почти все прошлое. Уцелели несколько развалин, как домик Наф-Нафа.

Современность вызвала двойственные чувства. С одной стороны, нам очень понравилось отношение местного населения к двум пришельцам с фотоаппаратами наперевес. Уважительная невозмутимость, спокойная доброжелательность и гостеприимство с достоинством.

Никаких зазывал, хватаний за руки, заламываний несусветных цен, не говоря уже об откровенном жульничестве. Нам показалось, что все (ну ладно – почти все), с кем мы имели дело, были искренне озабочены нашим удобством. И это не подобострастное желание угодить или стремление впарить и слупить, такого мы не видели вообще. Это именно забота хозяина о том, чтобы гостю было комфортно. И нам таки было комфортно.

С другой стороны, мы увидели довольно бедную деревенскую глубинку. С Россией сравнивать не будем, а Европе я ничего подобного не встречал. 

И очень заметен градиент: чем восточней, тем беднее. Даже цены на гостиницы равного класса различаются чуть ли не вдвое. И дороги на востоке страны заметно хуже.

Кстати, о турецких автодорогах.

Масштабы дорожного строительства невообразимы. С запада на восток все дальше протягиваются скоростные автомагистрали, существующие трассы повсеместно расширяются, грунтовки и гравийки асфальтируются, крутые повороты спрямляются, серпантины сменяются туннелями.

И такая работа ведется одновременно по всей территории страны, так что можно сотни километров ехать по реконструируемым дорогам. Иногда это не очень радует: ремонт приводит к сужениям и объездам. Но как правило строительство ведется так, чтобы не мешать существующему трафику.

Загрузка дорог невелика, если не считать тесноты на городских улицах. Водители ведут себя спокойно и неагрессивно, хотя в городах бывает трудновато вклиниться в плотный поток, отъезжая с парковки, – пускают неохотно. ПДД в основном соблюдаются, но с заметным налетом восточного презрения к писаным правилам. Так, указаниям светофора подчиняются с неохотой: первые и последние три секунды красного света часто трактуются как разрешающий зеленый. Зато очень аккуратно выполняют обгон, не мешая ни встречным, ни попутным.

Покрытие дорог в Турции в основном замечательное, разве что на самом востоке страны могут попадаться неровности. Дорожная разметка и указатели выше всяких похвал. Очень осмысленно установлены знаки. Пожалуй, лишь ограничения скорости несколько параноидальны: где стоит 30, обычно легко проезжается и на 70. Соответственно, и отношение к этим знакам у водителей пренебрежительное. Зато очень точно поставлены запреты обгона и их отмены, все повороты указаны заранее, об изменении количества полос тоже сообщается загодя.

Международная унификация ПДД привела к тому, что никаких местных особенностей мы в Турции не заметили. Стандартные знаки, обычная разметка, традиционные правила приоритета, необходимость пристегиваться ремнями безопасности. Только на привычном красном восьмиугольнике вместо европейского STOP написано DUR.

Ориентироваться несложно, поскольку указатели расставлены довольно точно. Навигация подводила нас чаще, чем старый добрый выбор дороги по карте и указателям.

С заправками проблем нет нигде, даже в самой глухой сельской местности. Бензин очень дорогой, порядка двух евро за литр.

На пробег 4350 км мы истратили 339 л топлива на сумму 1286 лир или 659 евро. То есть средний расход составил 7,8 л/100 км, а средняя цена литра бензина 3,8 лиры или 1,9 евро.

 

в начало отчета

< предыдущая глава  
 

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2012, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...