ИЗРАИЛЬ: ЕДИНЫЙ В ТРЕХ ЛИЦАХ

 
 

Отчет об автомобильном путешествии зимой 2011/12 г.

 
 

Общие впечатления

< предыдущая глава

следующая глава >

Главное впечатление от Израиля – это невероятная, почти немыслимая плотность событий, случившихся на его небольшой территории и повлиявших на весь ход мировой истории.

Библейские сказания, войны с римлянами, земной путь Христа и его последователей, противостояние иудеев и мусульман, крестоносные попытки вырвать Иерусалим из рук неверных, драматическое обретение Израилем государственности и его не менее драматическая судьба во враждебном окружении... Всё это часть и даже суть истории западной, европейской цивилизации, но происходило-то оно тут! И чтобы это ощутить, мало прочитать даже сотню книг, нужно сюда приехать.

Мы поняли Израиль как время, туго свернутое в тесном пространстве. Это четыре тысячи лет, втиснутые в крошечный участок неудобной, гористой и пустынной местности, которая теперь почти чудесным образом обжита и обустроена. На средневековых картах Иерусалим изображался в центре мира, и только теперь до нас дошло, насколько это верно. Израиль – это узел мироздания, точка сингулярности, история, сжатая до высочайшей концентрации, как первоматерия до Большого взрыва. И этот взрыв таки произошел, когда христианство ударной волной распространилось отсюда по всему западному миру.

Такая буквально физическая плотность знаковых мест рождает интересный эффект присутствия. Совмещение в пространстве приводит к соприкосновению во времени.

Этот эффект мы уже не раз ощущали, например, когда увидели могилу Леонардо да Винчи во французском Амбуазе и титан Ренессанса из альбомно-искусствоведческого конструкта превратился в нашем восприятии в реального бренного человека.

Но в Израиле эффект присутствия действует не только на отдельные события и биографии, но и на целые исторические периоды и народы. Обретает телесно-убедительную достоверность не просто Нагорная проповедь или Крестный путь, но и само Евангелие, да и вся Библия. Как же не поверить, когда вот оно всё перед тобою, можно потрогать руками, припасть губами, прочесть молитву или сфотографироваться на фоне – в зависимости от степени экзальтации.

На самом деле мы прекрасно понимаем, что достоверность многих ветхозаветных и евангельских событий спорна, а тем более спорна их хронологическая и географическая привязка. Но для себя решили этой проблемой особо не заморачиваться. На эту тему ученые мужи ломают копья между собой уже не одну сотню лет, и не нам, дилетантам, участвовать в их высоколобой дискуссии.

Да и вообще – так ли уж это важно? Нам кажется гораздо важнее то, во что люди верят, чем  то, что на самом деле происходило. Сотни миллионов людей во всём мире верят в события земного пути Христа и его божественное происхождение, и эта вера определяет их поступки и, соответственно, ход мировой истории гораздо сильнее, чем реальные события. На Святой земле победа веры над реальностью ощущается явственнее, чем где бы то ни было.

Еще одно сильное впечатление от Израиля – это его многоликость. Воображение, отравленное пропагандой, опасливо рисовало одинокий Храм Гроба Господня с ведущей к нему Виа Долороза, да еще Мечеть Скалы, а вокруг строгое государство победившего иудаизма, с исключительно кошерными магазинами, с мужчинами сплошь в шляпах и ермолках, да еще и полностью замирающее по субботам в молитвенном благоговении.

Оказалось – ничего подобного. Вполне светская и весьма мультикультурная страна. Не без специфики, конечно, но и без фанатизма.

Удивило ярко выраженное арабское лицо Израиля. Не ожидали, честно признаёмся.

Арабские кафешки и ресторанчики попадались нам чуть ли не на каждом шагу. Исторический центр Акко, как и Старый город в Иерусалиме – сплошной восточный рынок.

Повеселил совершенно арабский Назарет, где на пути к христианскому храму Благовещения висит огромный билборд с цитатой из Корана: «Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» (Сура 3. Аль-Имран, аят 85). Такая вот мусульманская пропаганда против христианства в еврейской стране :-)

Вдоль дороги, соединяющей Беэр-Шеву и Арад, мы видели множество арабских (бедуинских?) поселений: пыльных, неустроенных, бедных, особенно по сравнению с двумя упомянутыми современными городами по соседству. Пилоту местность напомнила египетскую или йеменскую нищую глубинку, где ему приходилось бывать. Мы легко представили себе, какой была бы сейчас Святая земля, если бы ее в прошлом веке не заселили евреи.

Христианское лицо Израиля выражено не менее ярко. На всех местах евангельских событий стоят церкви или часовни самых разнообразных конфессий, из автобусов вываливаются толпы паломников, продаются соответствующие сувениры и книжки на всех языках, ходят целые делегации священников и монахов.

С христианским наследием рифмуются памятники римской эпохи, которая в Израиле видится исключительно в преломлении евангельской истории.

А вот третье лицо Израиля, еврейское или иудейское, как кому угодно, зрительно проявляется слабее, не образует такой же яркой «картинки». Дома какие-то среднеевропейские, синагоги выглядят скромно и незаметно, особенно на фоне устремленных в небо крестов, куполов и минаретов. Да, ходят по улицам ортодоксы с пейсами и в черных сюртуках, реют флаги со звездой Давида да бегут справа налево строчки непривычного алфавита. Вот и всё еврейство на поверхности. Видимо, оно где-то глубже, на недоступном туристу уровне, скрепляет нацию и государство невидимым стержнем.

Кстати, именно в Израиле мы осознали, что только у евреев религия фактически тождественна истории народа. Ни русский, ни француз, ни американец не встретят своих этнических предков в своих же боговдохновенных текстах, разве что в Житиях святых. Мы лично знаем россиян, искренне считающих себя православными, которые опасаются открывать Библию, потому что «там всё про евреев». А еврейскому этносу, возможно, именно слияние религии и истории позволило сохранить национальную идентичность и пережить тысячелетия (!) рассеяния – уникальный случай в мировой истории.

Многоликость Израиля в сочетании с его концентрированной историей несколько раз приводила нас к эффекту, который в народе именуется «рвет крышу» или «сносит башню». Глаз не успевает переключаться с картинки на картинку, мозг с трудом преодолевает тысячелетние прыжки во времени, сознание едва вмещает в себя разнообразие культур и религий. Неудивительно, что крыша не выдерживает.

На нашем пути встретились царь Давид, Христос с апостолами, Наполеон, царь Ирод, Готфрид Бульонский, Бен-Гурион и Салах-ад-Дин. Нам попадались то арабский городок, то православный храм, то синагога, то бенедиктинская церковь, то процветающий кибуц, то памятник героической обороны времен Войны за независимость. Мы мокли под холодным дождем и прятались от палящего солнца. Мы видели закрытые на шабат магазины и куски свинины на прилавке круглосуточного супермаркета. Мы слышали повсеместный английский, до боли родной русский и недоступный нам иврит, который уже заглушил последние отзвуки ушедшего печального идиша. Мы наблюдали, как всего за два часа дороги покрытые густым лесом крутые горные склоны переходят в пологие холмы с низкими кустами, за ними открываются просторы полей, затем начинается песчаная пустыня, сменяющаяся изрезанным каменным плато, которое резко обрывается в глубокий провал Мертвого моря.

И всё это за какие-то 10 дней обзорного и непривычно для нас короткого путешествия. Что же будет в следующий раз, когда мы приедем сюда для более тщательного знакомства?

Покажет время. А пока расскажем немного о тех местах, которые мы успели посетить.

< предыдущая глава

следующая глава >

в начало отчета

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2012, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...