ИЗРАИЛЬ: ЕДИНЫЙ В ТРЕХ ЛИЦАХ

 
 

Отчет об автомобильном путешествии зимой 2011/12 г.

 
 

Галилея

< предыдущая глава

следующая глава >

Основные достопримечательности Галилеи связаны с деяниями Христа и его учеников. Сосредоточены они, в основном, вокруг Тивериадского озера, оно же Генисаретское, оно же Кинерет, оно же Галилейское море, оно же в Евангелиях часто упоминается просто как «море»... уф-ф-ф :-)) Мы объехали море-озеро кругом, но на все достопримечательности времени не хватило, посетили только важнейшие из них. Да и дождик, который с перерывами моросил весь день, осмотру, увы, тоже не способствовал.

Капернаум был во времена Иисуса городом на северном побережье Тивериадского озера. Сын Божий вел здесь проповедническую деятельность и призвал себе в ученики двух его уроженцев, Андрея и Петра, первых апостолов. Они занимались рыбной ловлей в озере, и Христос пообещал сделать их «ловцами человеков» – предложение, от которого рыбаки не смогли отказаться.

Сейчас от Капернаума ничего не осталось, кроме археологических находок, а местность превращена в национальный парк. На берегу озера стоит греческая церковь необычной расцветки.

Внутри довольно традиционный для православного храма интерьер

с очень неплохой современной росписью.

Храм окружает красивый сад

с многочисленными павлинами.

Место очень приятное и довольно пустынное, поскольку сюда забредают в основном немногие одиночные туристы из тех стран, где распространено православие. За церковью есть выход прямо к берегу озера. В отсутствие толп туристов легко представить себе, как на этих камнях, возле плещущейся воды Христос и его ученики вели беседы.

Неподалеку более популярное место, которое принадлежит католикам-францисканцам. Здесь раскопаны остатки синагоги, где по преданию проповедовал Христос,

и фундаменты домов 4 века н.э. Место, где якобы стоял дом Св. Петра, было впоследствии отмечено небольшим храмом, а еще позже, уже в наши дни, над его фундаментом построили современную церковь из черного камня-базальта весьма странной конструкции.

Соседняя с Капернаумом Табха – место, где случилось чудо умножения хлебов. Тогда Христос сумел накормить пять тысяч своих последователей пятью хлебами и двумя рыбами. Камень, на котором Иисус раскладывал свои дары, послужил основой для алтаря византийской церкви, которая в мусульманские времена превратилась в руины. Ее фундамент и часть мозаичного пола раскопали в прошлом веке, и на том же месте возвели современный храм.

Камень по-прежнему под алтарем,

и мозаика по-прежнему под ногами.

Знаменитую Нагорную проповедь, ставшую основой христианской морали, Христос согласно Евангелиям тоже произнес в этих краях. Традиция назначила местом этого события небольшой холм над Табхой, где католики в прошлом веке построили так называемую Церковь Заповедей Блаженства.

Это новодел, любопытный тем, что имеет восьмиугольную форму. Добавляют колорита длинные и узкие окна-щели, идущие не вертикально, а горизонтально, параллельно земле. Архитектура никакая, разве что не напоминает бункер.

Но главным открытием дня для нас стала лодка, найденная в иле Галилейского озера в 1986 году двумя местными археологами. В тот год была засуха, озеро заметно отступило от берегов, и два специалиста решили прогуляться по берегу в надежде чего-нибудь да отыскать. Сначала они нашли пару здоровых ржавых гвоздей. Это навело их на мысль пошарить руками вокруг прямо в иле. Им сильно повезло: они нащупали доску, затем другую, стали потихоньку раскапывать это место, и вскоре их глазам предстала затопленная, вся покрытая глиной и илом, старинная лодка.

С величайшей осторожностью они и местные жители обкопали находку со всех сторон, заключили найденный каркас в полиуретановый саркофаг, сделали подкоп снизу, чтобы лодка могла поплыть и с величайшей осторожностью вывели лодку на воду! У них это получилось! Уже с воды лодку подняли подъемным краном и поставили на специальном постаменте на суше, на территории кибуца Гиносар. Теперь находка доступна для обозрения всем желающим, готовым заплатить за входной билет.

Ученые определили возраст древесины, из которой была сделана лодка, и установили, что она относится к I веку н.э., то есть как раз ко временам Христа.

На нас лодка, как ни странно, произвела не меньшее, а, возможно, даже большее впечатление, чем новодельные церкви, установленные в местах чуть ли не произвольных, но объявленных святыми. Это подлинная реликвия того времени, помогающая почувствовать события двухтысячелетней давности. И пусть она не имеет прямой связи с евангельской историей, но зато и не притворяется, что имеет к ней отношение, как сомнительный камень под алтарем или холм для проповеди.

Тверия, главный город на озере, совсем не понравилась. Все какое-то неопрятно-безалаберное, вывески пестрят на каждом доме, магазинчики, торгующие всем подряд, напоминают суматошный китайский квартал где-нибудь в Нью-Йоркском Квинсе. Зазывалы у ресторанов по-восточному навязчивы и настойчивы.

Впрочем, мы заехали туда лишь для обмена денег и обеда, долгих прогулок не совершали, и в Старом городе не были. Но все же порадовались, что на этапе подготовки отказались от ночевки в Тверии, хотя это был один из привлекательных вариантов. Выбрали вместо города тихую деревеньку Рамот на противоположном берегу озера и не прогадали!

С юга от Тивериадского озера расположен самый первый кибуц в Израиле, который называется Дегания, то есть, в переводе с иврита, Василек. Он был основан еще до Первой мировой войны! Мы подъехали к его воротам, чтобы увидеть место, откуда началось чудо израильского сельского хозяйства.

Почему чудо? Во-первых, потому что Святая земля, мягко говоря, малоплодородна, а урожай израильтяне собирают отменный, да и в животноводстве весьма преуспели. Во-вторых, потому что для нескольких поколений репатриантов земледелие вообще было внове, ведь в Европе евреям часто вообще запрещалось владеть землей, как в дореволюционной России. И в-третьих, все попытки устроить в реальной жизни коммуны заканчивались либо колхозами, либо концлагерями, либо развалом. А кибуцы – это едва ли не единственный в истории пример коммунарского движения, оказавшегося успешным как экономически, так и идеологически.

В 1948 году, во время Войны за независимость, кибуц Дегания подвергся атаке сирийских войск. Защитники отстояли свою территорию и в память об этой обороне оставили перед въездом в кибуц сирийский танк. Так он и стоит на том месте, где в него попала бутылка с зажигательной смесью.

Неподалеку от Дегании Иордан вытекает из Тивериадского озера, и тут же организовано место для желающих принять крещение в его водах. Оно называется Ярденит и выглядит не столько святым, сколько туристским: большой паркинг, сувенирный магазин, стойка администратора. Вместо рекламных вывесок – одна и та же евангельская цитата на разных языках.

Согласно Евангелию, Иисус Христос принял от Иоанна Предтечи крещение в месте под названием Вифавар. Современные исследователи соотносят его либо с Бейт-Аваром неподалеку от Иерихона на палестинской территории, то ли с Вади аль-Харар в Иордании. Ярденит был выделен для обряда крещения израильским правительством потому, что это едва ли не единственное место на территории страны, где можно подойти к Иордану. Ниже по течению он протекает по границе с Иорданией и потому фактически недоступен.

Иордан представлялся нам прозрачной и чистой рекой, как в кино, а местность вокруг – уютной и красивой. Именно так обычно выглядит место крещения в самых разных художественных фильмах. Но здесь все было по-другому. Мутно-зеленая вода, обрывистый земляной берег напротив, палая листва – такая картина открылась нашему взору. На реке с помощью железных ограждений, уходящих прямо в воду, выгорожено что-то типа купальни, куда ведут каменные ступени с поручнями.

Здесь и совершаются массовые крещения, судя по фотографиям, которые мы позже увидели возле сувенирного магазинчика. Здесь же, на берегу, есть кафе со столиками: можно посидеть и закусить, глядя на священные воды и обряд крещения... если повезет.

Нам не повезло. Желающих креститься в Ярдените мы не увидели. Вместо них по ступенькам из купели поднялась довольно упитанная ондатра.

Назарет раскидан на нескольких холмах. Это большой арабский город, знаменитый тем, что здесь Дева Мария приняла Благую весть. Архангел Гавриил сообщил ей: «зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус». В память об этом событии отмечается христианский праздник Благовещения, и ему же посвящен крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещения, возвышающийся посреди Назарета.

Церковь кажется огромной.

В ней два этажа. На первом через решетку можно увидеть пещеру-дом, где согласно легенде и состоялась знаменитая встреча Марии с порученцем Всевышнего.

Желающие пройти к этому гроту выстраиваются в очередь.

На втором этаже храма находится традиционное для католиков помещение с лавками и алтарем.

На стенах – изображения Богоматери в разных видах, позах и в разной стилистике. Под каждым изображением или мозаичным панно табличка страны, которая его сюда поместила. Мы нашли знакомую нам «Голубую Богородицу» из Шартрского собора во Франции.

Продолжение галереи образов Богоматери находится на улице, во дворе храма, размещены они там на специальной стене, как бы в крытой галерее на открытом воздухе.

По дороге из Галилеи в Иерусалим мы заехали в Мегиддо,  знакомый всем под греческим именем Армагеддон как место, где в конце времен последний раз встретятся силы добра и зла. Виды открываются с вершины Мегиддо неплохие, но связь времен тут почувствовать сложно, поскольку от построек практически ничего не осталось.

Сохранились только совсем развалившиеся развалины: остатки алтаря от храма, лестницы, ведущие глубоко вниз, под землю, где древние люди устроили себе водохранилище, части фундаментов, да следы конюшен.

 

< предыдущая глава

следующая глава >

в начало отчета

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2012, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...