ТРИ УГЛА С АРХИПЕЛАГОМ

 
 

Отчет об автомобильном путешествии по Сицилии весной 2012 г.

 
 

Архипелаг.
К Вулкану в гости и домой

< предыдущая глава

следующая глава >

 

8 мая

MilazzoStromboli

Сицилийцы почти не подвели: катер на подводных крыльях отправился в путь вместо 7.20 утра в 7.40 и прибыл на Стромболи спустя три часа.

Отель Ossidiana Stromboli, чтобы не тащить вещи далеко, мы выбрали потому, что он в пяти минутах ходьбы от пристани. Нам предложили в качестве приветственного напитка по стакану красного апельсинового сока, мы заказали еще и по чашке кофе, так как с утра не завтракали – слишком было рано. А потом нас проводили в комнату. Отель небольшой, вычищенный до блеска, слегка напоминает санаторий в его лучшем советском виде, в первую очередь из-за каких-то самобытных, деревянных, покрашенных светлой краской перил на лестнице. Покидали вещи и пошли «брать информацию» (с) И.И. и Е.П.

Сначала узнали, в котором часу на следующий день идет паром на остров Вулькано. Таких рейсов тут немного – в 7.20 и в 11.50. Настроились на самый ранний.

А дальше программа дня была составлена, собственно, из трех занятий, которым можно предаваться на Стромболи: гулять пешком по поселку на острове (это мы планировали вдвоем), совершать восхождение к кратеру вулкана (это событие уже предвкушал Пилот) и плыть на катере или лодке к тому склону острова, где лучше всего видны выбросы из жерла вулкана (это развлечение выбрал Штурман, который не хотел высоко лезть в гору). Еще можно было отправиться вокруг острова на катере, но нам показалось это бессмысленным, тем более, что рейсовое судно и так показало нам виды южного берега.

На ресепшн отеля нам сказали, что восхождения организуют два агентства: Vulcano a Piedi и Magmatrek. В первом из них оставалось только одно место на сегодня, а во втором Пилот оказался лишь третьим в листе ожидания. А без гидов к кратеру лезть запрещено! Мораль простая – нужно заранее бронировать место в группе по Интернету.

Восхождения спланированы так, чтобы наверху оказаться на закате и наблюдать взрывы из кратеров в сумерках, когда они выглядят эффектнее. В начале мая группы отправляются в 17.30, чтобы с 20 до 21 часа провести время на вершине и спуститься обратно примерно к 22.30.

Забегая вперед, скажем, что тропа продумана очень грамотно: вверх она петляет серпантином в основном по твердой породе, а вниз идет рядом по вулканическому песку, что сильно ускоряет спуск. Только очень пыльно, отчего даже просят не надевать контактные линзы, а пользоваться очками.

Ситуация, однако, осложнялась тем, что на вершине вулкана уже с утра висело плотное облако.

В агентстве пообещали, что решение о восхождении будет принято за час до его начала, и весь день Пилот озабоченно поднимал голову и разглядывал упрямое облако, которое никак не хотело слезать с горы. Было ясно, что в таком тумане наверху ничего не разглядишь, и опыт подъема на Этну это подтверждал. Только к 16 часам туман наверху рассеялся настолько, что проявились контуры склонов и стало ясно, что восхождение состоится.

Ну а до обеда мы гуляли по поселку. Ухоженная деревенька, каждый домик со своим названием, у берега стоит судно, от которого тянется толстый шланг – на остров закачивают водопроводную воду, привезенную с материка. Все очень симпатично.

Автомобильного движения на острове нет, местные ездят на странных мотофургончиках, многие из которых переоборудованы под электрическую тягу.

С часу до трех жизнь в поселке прекращается – сиеста. Мы отлежались в прохладе отеля, а после трех спустились в бар и перекусили брускеттой.

К 16.30 группа собралась возле агентства. Билет стоил 28 евро, включая каску. Еще за 10 евро были выданы горные ботинки, куртка-ветровка и налобный фонарик для спуска в темноте. После инструктажа Пилот с остальными участниками отправился наверх. В общем, конечно, было крутовато :-(

Для нас набрать за пару часов 900 метров высоты – непростая задача, и Пилот сильно запыхался. К тому же внизу было довольно жарко, и лишь у самой вершины похолодало, и пришлось надевать свитер и куртку. Но зато иногда хватало сил оглянуться и поднять фотоаппарат, за что природа награждала красивыми видами на постепенно удаляющийся поселок и морской берег.

Группы наверх идут одна за одной, соблюдая строгую очередность на тропе.

Никто никого не обгоняет.

По дороге встречаются автономные сейсмические приборы, которые передают сведения о вулканической активности Стромболи.

И вот, наконец, закат и восторг от того, что трудный путь на вершину завершен.

Рядом на склоне несколько кратеров, которые постоянно курятся.

Но это все прелюдия к самому главному. Вокруг идиллическая картинка, ты на вершине «счастлив и нем», как вдруг фигак! ба-бах! бух!

...фшшшшшши-и-их!

...и только остывший пепел по куртке фыр-фыр-фыр-фыр...

В общем, полный восторг! Не зря Пилот мечтал о Стромболи несколько десятков лет – тот случай, когда реализация мечты не разочаровала, а наоборот, скорее воодушевила. И это при том, что группа с Пилотом смогла увидеть всего четыре взрыва за час, проведенный на вершине. Гид сказал, что его личный рекорд – 30! Можно представить себе, какая это была канонада.

Штурман, как вы помните, вверх не полез, а наблюдал те же взрывы снизу, то есть с моря. За 20 евро он прикупил билет на небольшой катер, где еще были один немец и молодая французская семья с сыном лет четырех и крошкой-дочкой, привязанной к маме спереди и мирно проспавшей все время. Ну и капитан лодки Джованни, говоривший по-итальянски и немного по-английски. Отправление в 20 часов, возвращение около 21.30.

Место, откуда наблюдают за выбросами из кратера, весьма популярно, и на закате тут скапливается множество  лодок, яхт и катеров. Все смотрят, задрав головы, на кратер вулкана, из которого идет дым. Еще хорошо видны вспышки на вершине горы – это пешие туристы (Пилот, в частности) щелкают там вспышками :-) (примечание Пилота: неправда, я снимал без вспышки). За час, что лодка болталась в море, Штурман и пассажиры увидели те же четыре выброса, что Пилот наверху. Сначала из горы появляется светящийся столб, интенсивность его света растет и в секунду столб выбрасывается вертикально вверх, становясь ярко-алым. Можно сравнить с гигантским фейерверком, но, конечно, это нужно видеть своими глазами.

Увы, снимать с воды не получилось, так как лодку покачивало, и было темно. Но зрелище стоило поездки.

Пилот вернулся с горы около 11 вечера, вымотанный, пыльный, но довольный. Мы еще с час бурно делились впечатлениями под заранее припасенное холодное белое Soave :-)

ИТОГ ДНЯ: сменили автомобильный транспорт на водный, увидели настоящее мини-извержение вулкана, похожее на салют, только выстреливающий из горы.

 

9 мая

Stromboli Vulcano

C раннего утра мы пришли на пристань,

дождались катера...

... и перебрались на остров Вулькано.

Пилот в течение всего рейса проторчал на открытой корме, пытаясь запечатлеть виды Липарских островов с воды. Оказалось весьма живописно.

С некоторых точек видна даже Этна.

Вулькано порадовал видом с моря на главный кратер.

Отель Garden находится минутах в десяти ходьбы от порта. Он декорирован в легком восточном стиле. Коридоры, лонж-зона, номера все с размахом, с картинами на стенах, везде просторно, все сияет чистотой.

Мы думали, что будем гулять по острову пешком, но разговорившись с дежурной на ресепшен, последовали ее совету и взяли в аренду на сутки машину. Но не простую, а баггиобразный Austin Rover двадцатилетнего возраста :-)

Это оказался очень забавный агрегат, без окон без дверей, а также без всяких усилителей тормозов и руля. Он толком не разгонялся, едва тормозил и с трудом поворачивал, но исправно ехал, задорно стрекоча низкооборотным двигателем. Мы веселились, придумывая ей названия типа dranduletto, cabrioletto и agregatto, но она не обижалась... разве что поутру неожиданно покрылась густой росой, полностью промочив сиденья :-)

Машинка удивительно соответствовала духу малонаселенного острова и честно провезла нас по всем его дорогам.

Без ее помощи мы не смогли бы перебраться на противоположный от порта берег, увидеть маяк, шикарный вид на Сицилию и Этну.

Прекрасный вид на гряду Липарских островов открывается и с мыса Грилло (Capo Grillo).

Особенно красиво пейзаж смотрится, когда по синему-синему морю плывет катер на подводных крыльях: такое впечатление, что на ярко-синей доске кто-то чертит упругую кривую ослепительно белым мелом.

К слову сказать, карта у нас по острову была приблизительная, ориентировались, как в анекдоте, «по пачке Беломора» :-) Но основные дороги там были помечены, а другие хозяин прокатной конторы Луиджи пририсовал черной ручкой :-)

Среди достопримечательностей острова Вулькано числится серная купальня природного происхождения. Пилот, любитель горячих водных процедур, не мог пропустить такое счастье и с радостью повалялся в теплой жиже.

В десяти метрах есть пляж с подогревом :-) Недалеко от берега в воде постоянно бурлит бурунчик: под ним на дне расположен выход вулканических газов, которые реально (хоть и несильно) подогревают морскую воду в бухте.

Пообедали мы по рекомендации Луиджи в ресторане Il Diavolo Dei Polli. Это дом с пристроенным к нему рестораном, затерянные где-то в центре острова. Правда, на него на дороге есть указатели. В заведении работает молодая пара индусов :-) Мы взяли очень вкусное карпаччо из трески в нежном маринаде с сельдереем. На горячее выбрали две порции тунца на гриле и сицилийский салат (помидоры, базилик, сыр и маринованный лучок).

После пяти вечера Пилот отправился покорять очередную вершину и забрался в кратер вулкана под названием Вулькано.

Напомним, что дело происходило на острове Вулькано. Такое засилье «вул(ь)канов» на местности объясняется тем, что римляне считали остров обиталищем бога Вулкана, римского аналога Гефеста. Так что можно считать, что мы находились в гостях у самого первого вулкана, давшего свое название всем прочим.

Тропа к кратеру не в пример легче и короче, чем на Стромболи.

Подъем неспешным шагом с остановками и фотосъемкой занял 45 минут. Виды отсюда замечательные, вдалеке курится Стромболи,

под ногами виден поселок и порт, вокруг раскинулись Липарские острова.

Кратер здесь не огнедышащий,

он только парит и испускает удушливые серные газы. К счастью, ветер относил их в сторону и в целях фотосъемки можно было подобраться непосредственно к фумаролам, откуда они исходили.

Ужинали мы в ресторане Il Cratere, едва ли не первом попавшемся. Пилота он привлек тем, что в меню значились фаршированные кальмары, которые он в итоге и взял. Штурман в очередной раз предпочел кольца кальмаров, обжареные в панировке. К этому присовокупили белое домашнее вино, овощи на гриле и картофель-фри. Шедевром еду назвать было нельзя, просто все было вкусно и по-домашнему. Отметили, что такого количества кальмаров, как в этой поездке, мы никогда нигде не ели. Для нас они стали воплощением сицилийской кухни.

ИТОГ ДНЯ: Покатались на машине 1992 года выпуска по вулканическим горам, Пилот обмазался грязью в серной ванне и искупался в бурлящем море, а также покорил третий вулкан за пять дней.

 

10 мая

Vulcano – Milazzo – Cefalù – Palermo

Ранним утром Пилот на машине сгонял в Долину Монстров (La Valle dei Mostri).

Особого впечатления она на него не произвела. Несколько скал из застывшей лавы, одна похожа на медведя.

Служащая на ресепшен отеля заставила нас слегка понервничать, когда мы позавтракали, расплатились за отель и готовы были ехать в порт, чтобы отдать там машину Луиджи и уехать в Милаццо восьмичасовым рейсом катера, а она не могла никак распечатать нам счет. Мы предложили ей написать нам его от руки, но в конце концов она все- таки справилась с принтером и компьютером.

Мы стрелой долетели до порта, купили билеты, встретились с Луиджи и передали ему автомобиль. Погрузились на катер, дошли до Милаццо, благополучно забрали в B&B свою машину с вещами и поехали в Чефалу.

Чефалу запомнился узкими улицами старого города, широкой лестницей перед кафедральным собором и старой прачечной, оставшейся под сводами старых домов в одном из двориков старого города. Прачечная на фоне жары и солнцепека – милое и тихое место, где в тени домов журчит проточная вода.

Увы, Чефалу нам показался примером тех самых европейских туристических городков, по поводу которых Пилот ворчал еще в Таормине. Визуальное своеобразие если и есть, то его трудно разглядеть в толпах туристов на стандартных пешеходных улочках с сувенирными лавками и ресторанчиками.

В собор мы заглянули, но особого впечатления он на нас не произвел, особенно после величественного Монреале.

На гору, к древним остаткам храма богини Дианы, в жару не полезли. Перекусили в скромном кафе на набережной напротив пляжа пиццей и запеченным мясом, нарезанным тонкими ломтиками, прошлись вдоль моря...

...выглянули на пляж...

...и покатили к Палермо.

За руль сел Штурман, которому теперь лично довелось столкнулись с сицилийской манерой вождения: ездят суетно, очень тесно, мелькают мотоциклисты, подрезая тебя чуть не на каждом повороте. В общем, Штурман еле довел машину до места, несмотря на достойный опыт нервной московской езды! После этого привилегия вести авто была возвращена Пилоту :-)

Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappucini), конечно, никакие не катакомбы. По сути это минус первый этаж под зданием капуцинского монастыря. В 1599 году монаха Фра Сильвестро да Губбио похоронили здесь, почему-то в положении стоя в стенной нише. За ним последовали другие братья, а позже здесь же стали хоронить военных, служителей церкви, мужчин, женщин, детей. Их тела в подземелье монастыря мумифицировались естественным образом.

Сегодня за 3 евро можно прогуляться по подземному царству мертвых.

Все скелеты в одежде, на одних она истлела больше, на других меньше, кто-то одет в истертую рясу, кто-то в бывший когда-то парадным черный сюртук, священнослужители в клобуках, военные в форме,

дамы в выходных платьях. 

На каждой высохшей мумии висит бумажка с номером, а иногда и с именем.

У всех скелетов свои гримасы отчаянья, будто они до сих пор возражают умереть.

Невероятно, но даже с голым черепом все люди смотрятся по-разному, и остается только гадать, кто и каким человеком был при жизни...

Маленькая двухлетняя девочка, последняя из захороненных в катакомбах в 1920 году по желанию ее отца, была забальзамирована и лежит в маленьком гробике. Кожа ее высохла, но волосы и брови в полной сохранности, в волосах даже бантик.

Чувства очень смешанные после этих катакомб. Мысль о том, что ты после смерти будешь выглядеть так же, настигает тут со всей неотвратимостью. Зато начинаешь больше ценить жизнь во всех ее проявлениях, даже банальных и повседневных... Так что в некотором парадоксальном смысле визит в катакомбы был жизнеутверждающим.

После катакомб быстро доехали до все того же B&B Casa del Zoe, где ночевали в первый день, а машину запарковали неподалеку на площади, выдав парковщику-доброхоту regallo, то есть подарок в размере 5 евро. Видимо, это здесь распространенная практика, поскольку страж стоянки ходит с огромной коробкой, полной ключей зажигания, и при необходимости  сам перемещает машины. Мы ключи оставлять не стали, но автомобиль ему доверили.

Ужинали опять в Baciamolemani, как в первый вечер, только на сей раз соблазнились аргентинскими стейками – после рыбного изобилия захотелось простого мяса. Все получилось отлично, только прожарка medium была скорее medium well. Ну, это пережили легко :-)

ИТОГ ДНЯ: вернулись на Большую землю (хоть и опять на остров), проехали 215 км, побродили по старинному городку, полному туристов, и взглянули в лицо смерти.

 

11 мая

Palermo

С утра сдали машину в Avis без всяких трудностей и происшествий, а потом отправились возвращать долги, то есть увидеть то, что смогли в первый день нашей поездки.

Первым делом – Кафедральный собор (Cattedrale). Его называют «историей Палермо в камне», поскольку на фасаде, выходящем на площадь, видны результаты многочисленных перестроек и смешения архитектурных стилей. К тому же некоторое время, еще до норманнов, здесь была мечеть, от которой даже сохранился отрывок из Корана на одной из колонн у входа.

Внутри собор переделан в стиле классицизма.

В одной из капелл хранятся мощи св. Розалии,

а в противоположном углу отгорожена зона королевских захоронений – похоже, просто для того, чтобы брать деньги за вход :-( Здесь находятся гробницы первого короля Сицилии Рожера II, его дочери Констанции, ее мужа Генриха VI (кстати, сына Фридриха Барбароссы), их сына Фридриха II с женой, тоже Констанцией. То есть дед, дочь и внук с супругами. В общем, седая история.

Нам очень понравилась Иезуитская церковь (Chiesa del Gesù di Casa Professa). Снаружи она выглядит скромно...

...но внутри обильно украшена богатой инкрустаций и лепниной.

При этом интерьер выдержан в необычно лаконичной трехцветной гамме: черный, белый и терракотовый.  

В храме шло венчание, поэтому мы держались в сторонке и не смогли обойти его целиком, но впечатление составили.

Во время прогулки по городу мы пополнили свой гастрономический опыт и приобщились к понятию «стрит-фуд по-сицилийски». Пилот углядел лоток, где разбитной автохтон продавал вареных осьминогов по 3 евро за штуку.

Употребить их можно было на месте, причем приборов и салфеток не предусматривалось. «Аква и венто», – лукаво заулыбался торговец в ответ на немой вопрос и показал на уличный фонтан :-) В общем, съели руками, и это было очень вкусно!

На сем наше путешествие фактически завершилось. Был еще небольшой и почти безрезультатный шопинг, разочаровавший нас прощальный ужин в пафосном ресторане и утренняя заброска в аэропорт на такси – в общем, не стоящие того, чтоб о них отчитываться. А с общих впечатлений мы этот отчет начали.

Но прежде чем закончить этот опус, хотелось бы добавить несколько слов о сицилийских дорогах. В качестве послесловия.

 

< предыдущая глава

следующая глава >

в начало отчета

ВСЕ НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

на одном сайте

 
 

© 2012, Пилот и Штурман 

Рейтинг@Mail.ruDesigned by Пилот. Ну не мастер я, не мастер...