Главная страница > Достопримечательности Парижа > Архитектурные памятники Парижа > Триумфальная арка

  

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Arc de Triomphe de l’Étoile
1806–1836 гг.

С любезного разрешения издателя в этом разделе сайта использованы материалы из нашего путеводителя "Прогулки по Парижу".

 

Чтобы увековечить свои победы, Наполеон повелел воздвигнуть в Париже две триумфальные арки. Одна из их расположена на площади Карузель, а другая – на площади Звезды, официально именуемой площадь Шарль-де-Голль. Но когда говорят просто «Триумфальная арка», то обычно имеют в виду последнюю, первую же, как правило, называют арка Карузель.

Из-за своих колоссальных размеров Триумфальная арка видна издалека: и со стороны въезда в город, и со стороны центра. Она – центральный элемент оси, соединяющей Лувр, площадь Согласия и Большую арку в современном районе Дефанс. Такое местоположение и соответствующая символика сделали ее местом проведения наиболее значимых официальных церемоний.

Собственно, Наполеон и пожелал выстроить нечто грандиозное для того, чтобы запечатлеть свои победы 1805–1806 годов и торжественно проходить через монумент в столицу во главе своего войска. После непродолжительных дискуссий был утвержден проект архитектора Жана Франсуа Шальгрена. Мастер не стал впрямую копировать подобные античные памятники, а создал самобытную композицию в виде прямоугольного массива, прорезанного грандиозным проемом. Арка высотой почти 50 м является самой большой триумфальной аркой в мире.

Первый камень в фундамент заложил сам заказчик – император в день своего рождения – 15 августа 1806 года. После чего понадобилось 30 лет, чтобы закончить сооружение монумента. К сожалению, его не увидел ни Наполеон, ни сам Шальгрен, при котором высота арки достигала всего 5 м. Хотя император все же ухитрился проехать в 1810 г. под будущим символом Парижа вместе со своей молодой женой Марией-Луизой. Чтобы исполнить желание Наполеона, понадобились около полумиллиона франков и работа многочисленных мастеров, которые сделали на каменном фундаменте деревянный каркас, покрыли его тканью, расписали, а после шествия разобрали.

В эпоху Реставрации, когда к власти вернулись Бурбоны, работы были приостановлены. Но позже стряслась очередная революция, и взошедший на трон король Луи Филипп при поддержке бонапартистов приказал завершить строительство монумента. Однако от первоначальной идеи (посвятить арку только победам Наполеона) отказались, решив, что нужно прославить армию не только Империи, но и Республики.

Заканчивалось строительство под руководством архитектора Абеля Блуэ. Арка лишена убранства в виде колонн, зато богато украшена скульптурными горельефами. Самым впечатляющим принято считать правый горельеф на восточной стороне (обращенной к Елисейским Полям) – «Выступление добровольцев в поход. 1792» работы Франсуа Рюда. Он посвящен тем, кто добровольно принимал участие в войне с Пруссией. Кричащая крылатая богиня Победы с мечом в руке словно парит в воздухе, призывая граждан на защиту своей земли. Экспрессия, воинственный дух скульптуры дали ей второе название – «Марсельеза». Над ней можно рассмотреть барельеф «Похороны Марсо. 1796».

На этой же стороне арки, но слева расположена композиция «Триумф после Австрийской кампании. 1810» работы Жана Пьера Корто. В центре – застывшая фигура Наполеона. В отличие от «Марсельезы», этот горельеф исполнен спокойствия и неподвижности. Над ним – «Мюрат берет в плен Мустафа-пашу при Абукире. 1799». Западный фасад арки также представляет несколько композиций. Слева – барельеф «Мир», справа – «Сопротивление» скульптора Антуана Этекса.

Внутренняя сторона арки прославляет конкретные подвиги: тут начертано около 600 имен генералов (фамилии павших на поле боя подчеркнуты) и названия более чем 120 битв, выигранных императорскими и республиканскими армиями. Сооружение окружают сто гранитных тумб (в честь «ста дней» правления Наполеона), соединенные между собой цепями.

Могила Неизвестного солдата в главном пролете арки появилась в 1921 году. Похороненный здесь солдат, погибший в Первую мировую войну, был выбран в Вердене из тысяч других. История говорит о том, что для поминальной службы было выставлено 8 гробов, на один из которых, по предложению военного министра Мажино, один из солдат, участвующих в церемонии, должен был возложить гвоздику. Выбранные таким образом останки и были захоронены под сводами арки.

Монумент действительно стал местом проведения самых торжественных церемоний. В частности, император Наполеон хоть и не при жизни, но все-таки оказался под сводами арки: гроб с его телом с острова Святой Елены 15 декабря 1840 г. при большом стечении народа пронесли здесь по дороге к месту вечного упокоения в соборе Дома Инвалидов. А 30 мая 1885 г. здесь на одну ночь был выставлен гроб с телом Виктора Гюго. В августе 1944 г. ликующие парижане приветствовали у арки вернувшегося из Лондона генерала де Голля.

Два раза в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на оси Елисейских полей. Тот, кто оказывается на авеню вечером, может наблюдать, как солнечный диск в течение нескольких минут виден в центре Триумфальной арки. А 10 мая 1994 г. свыше 200 тысяч человек наблюдали в проеме арки солнечное затмение.

< к предыдущему памятнику

к следующему памятнику >

Как найти

Официальный сайт (англ.)

Адрес: place Charles de Gaulle

Проезд: ст. м. Charles de Gaulle — Étoile (линии 1, 2, 6, RER A), автобусы 22, 30, 31, 52, 73, 92


Просмотреть увеличенную карту

 

Главная страница

 Достопримечательности Парижа

 Архитектурные памятники Парижа

© 2009, Пилот и Штурман

Designed by Пилот Ну не мастер я, не мастер...

Рейтинг@Mail.ru