Главная страница > Достопримечательности Парижа > Архитектурные памятники Парижа > Отель Клюни

  

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

ОТЕЛЬ КЛЮНИ

Hôtel de Cluny
конец XV в.

С любезного разрешения издателя в этом разделе сайта использованы материалы из нашего путеводителя "Прогулки по Парижу".

 

Парижский отель – это не обязательно гостиница. Дело в том, что по-французски слово hôtel означает «дом, место для проживания», а потому hôtel particulier соответствует русскому «особняк» или «частное имение». А вот hôtel du tourisme – это уже всем знакомая гостиница. Сокращение же обоих вариантов до привычного отеля приводит во Франции к некоторой путанице понятий.

Отелей-особняков в Париже великое множество. Два из них – Клюни и Сенс – сохранились почти в неизменном виде со времен Средневековья и наглядно демонстрируют особенности тогдашней светской архитектуры.

История застройки того места, где сейчас располагается отель Клюни, началась еще с римлян. Они очень уважали банные процедуры и во всех своих поселениях строили общественные бани-термы. Удостоилась этой чести и Лютеция, будущий галльский Париж. Остатки терм в виде живописных руин дошли до наших дней.

В начале XIV в. участок с руинами купил аббат влиятельнейшего монастыря, который располагался в Бургундии, в местечке Клюни. Это аббатство подчинялось непосредственно папе римскому и долгое время играло заметную роль в истории западной церкви и Западной Европы. Монастырские посланцы частенько наведывались с различными поручениями в королевский и университетский Париж, и для их проживания на купленном участке был выстроен особняк. Так римские термы стали отелем Клюни.

В конце XV в. аббатство заметно утратило свое влияние, что монахи старались компенсировать претенциозностью и внешней пышностью, а попросту говоря – стали важничать. Старое здание они сочли для себя неподобающе скромным, а потому его расширили и перестроили. Тогда оно обрело свой окончательный вид, сохранившийся доныне.

В смиренную обитель иногда вторгалась и мирская суета. Когда король Людовик XII в конце 1514 г. в возрасте старше пятидесяти лет решил жениться в третий раз, его избранницей стала шестнадцатилетняя английская принцесса Мария Тюдор. Стареющему монарху новый брак с пылкой молодой женой оказался не по силам, и он умер уже через пару месяцев. Прямых наследников не осталось, если не считать того, которым успела забеременеть Мария.

Франциск I, следующий король Франции и двоюродный племянник короля прежнего, понимал, что если Мария родит сына, то его права на французский трон станут весьма неосновательными. Потому новоиспеченный правитель постарался избавиться от нежелательного соперника. Марию удалили в отель Клюни, а затем как бы случайно застали ночью в обществе герцога де Суффолка. Молодых тут же обвенчали в часовне отеля и благополучно отправили с глаз долой в родную Англию.

В XVII столетии в особняке останавливались нунции, посланцы папы римского. Так в Париж попал кардинал Мазарини, известный нам по приключениям мушкетеров Дюма.

Революция разорила все церковные владения, не пощадив и отель Клюни. Здание было обращено в пользу государства и продано в частную собственность. Первым его владельцем был хирург, который препарировал трупы в бывшей часовне, следом за ним хозяином стал бондарь, а после – печатник. В 1833 г. отель арендовал, а затем и выкупил Александр дю Соммерар, археолог и страстный коллекционер древностей. Его доходы были невелики, но после революции, целенаправленно избавлявшейся от «старья», антиквариат можно было купить за бесценок. Наследники собирателя продали особняк вместе с коллекцией обратно государству, и уже в 1843 г. здесь открылся музей Средневековья, который работает до сих пор.

Что касается архитектуры, то достоинства отеля Клюни видны, что называется, невооруженным глазом. Не нужно быть специалистом, чтобы оценить готическое здание, похожее на старинный замок из волшебной сказки. К тому же оно великолепно сохранилось в первозданном виде, несмотря на серьезную реставрацию. Здесь есть что поразглядывать: изящная аркада слева, восьмиугольная башня справа, многочисленные барельефы, эффектные колодцы, островерхие крыши с трубами и слуховыми окнами в обрамлении каменного кружева.

Сама планировка помещений и фасадов подчеркнуто асимметрична, что с головой выдает готическое происхождение здания.

Показательно то, как хаотично разбросаны окошки по стенам восьмиугольной башни. Справа возле зубцов каменной ограды между вторым и первым этажом видна дверь. Она словно бы не ведает о существовании других дверей и окон, на которые надо равняться. Так же не знают об этом трубы и маленькие слуховые оконца, расположенные на крыше в соответствии с какой-то собственной логикой. Но все же двери первого этажа, окна фасадов и большие слуховые окна на скатах крыши находятся ровно друг под другом. Такая нестрогая регулярность говорит о наступлении нового стиля, ренессанса, который шел на смену готике.

Отель Клюни – это большое, добротное и удобное жилище, сделанное со вкусом и снабженное изысканным скульптурным убранством. В результате перестройки Парижа в середине XIX века он растерял свое окружение, ту плотную застройку, которая составляла городскую ткань прежней столицы. Но все же дух Средневековья еще чувствуется.

См. также Отель Сенс.

< к предыдущему памятнику

к следующему памятнику >

Как найти

Официальный сайт (англ.)

Адрес: 6, place Paul Painlevé

Проезд: ст. м. Cluny-La Sorbonne (линия 10, RER C), автобусы  21, 27, 38, 63, 85, 86, 87


Просмотреть увеличенную карту

 

Главная страница

 Достопримечательности Парижа

 Архитектурные памятники Парижа

© 2009, Пилот и Штурман

Designed by Пилот Ну не мастер я, не мастер...

Рейтинг@Mail.ru