Главная страница > Достопримечательности Парижа > Архитектурные памятники Парижа > Площадь Согласия

  

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ

Place de la Concorde
1775 г.

С любезного разрешения издателя в этом разделе сайта использованы материалы из нашего путеводителя "Прогулки по Парижу".

 

На площадь Согласия нетрудно попасть с любой из соседних улиц, которые буквально впадают в нее, будто реки в море, и достаточно просто следовать их естественному течению, чтобы оказаться в конце концов на ее открытом пространстве. Такое свойство вовсе не очевидно для площади, что наглядно демонстрируют парижские площади Дофина, Вогёзов и Вандомская. И в этом смысле площадь Согласия стала серьезным градостроительным достижением своего времени.

Собственная история площади началась во время правления Людовика XV. В 1748 г. закончилась война за австрийское наследство. Парижане, обрадованные установлением мира, решили воздвигнуть конную статую короля. Парижский прево с магистрами даже заказали ее скульптору Бушардону. Но вместе с этим возникла задача устройства для памятника поистине королевского окружения.

Чего было больше в этом желании – верноподданства или лизоблюдства – теперь уже не узнаешь. Монарх без ложной скромности принял все за чистую монету и патетически восхитился народной любовью. Был объявлен конкурс на проект королевской площади, и сам король должен был выбрать его победителя.

Сначала дело не заладилось, несмотря на активное участие в конкурсе многих архитекторов. Историки приводят самые разные причины, склоняясь к той или иной в зависимости от отношения к главной исторической фигуре, то есть к Людовику XV. Одни утверждают, что он не увидел ничего адекватного его собственным представлениям о королевском величии. Другие считают, что король попросту был прижимист, а казна пуста, потому он не хотел тратить деньги на дорогостоящие проекты. Третьи же объясняют его решение отказать всем архитекторам благородным нежеланием разрушать сложившуюся историческую застройку.

Но в конце концов король лично выбрал для своей статуи место – за пределами тогдашнего Парижа, где земля была недорога и строительство можно было вести, так сказать, с чистого листа. Работа была поручена Первому королевскому архитектору и президенту Академии архитектуры Анжу Жаку Габриэлю. При этом монарх поставил условие, чтобы застройка новой площади (названной, естественно, в его честь площадью Людовика XV) не нарушала основной градостроительной оси, которую создал Ленотр в предыдущем столетии.

Надо отдать должное Габриэлю – он блестяще справился с непростой задачей и создал уникальную площадь, не имевшую в то время аналогов не только в Париже, но и во всем мире. До тех пор городские площади оформлялись замкнутыми, закрывались застройкой по периметру, и архитектурное единство обеспечивалось единообразием, ритмом или гармонией этой застройки. Площади Дофина, Вогёзов и Вандомская, упомянутые выше, – типичные примеры такого подхода.

Анж Жак Габриэль умудрился создать ансамбль четырехугольной площади, которая с трех сторон открыта! На восток открывается сад Тюильри, с юга протекает Сена, а на запад уходит перспектива Елисейских Полей. Это необычное решение превратило площадь фактически в шедевр ландшафтного дизайна, а не архитектуры зданий, что весьма неожиданно для центра огромного, плотно застроенного города.

Для визуальной организации пространства архитектору требовались зрительные акценты ровно посередине каждой стороны площади. На востоке таким акцентом стал выход из сада Тюильри, оформленный двумя конными статуями, на юге – мост через Сену (дворец на противоположном берегу появился позже), а на западе – перспектива Елисейских Полей.

Казалось бы логичным возвести на северной стороне монументальное здание, соответствующее масштабу площади, с визуально выделенным центром, чтобы ансамбль был завершен. Однако Габриэль и здесь пошел нетрадиционным путем. Вместо одного здания он выстроил два, а зрительным акцентом на этой стороне стала Королевская улица, проложенная между ними.

Справа от нее находится Министерство военно-морского флота, а слева – отель Крийон. Их архитектурные формы навеяны Восточной колоннадой Лувра – тот же гигантский ордер, водруженный на более скромный цокольный этаж. Чтобы не нарушать главного акцента северной стороны, сами здания не имеют зрительного центра.

В 1775 г. работы были завершены и Париж обрел красивейшую из своих площадей. Статую, ради которой все затеяли, поставили раньше, еще в 1763 году. Людовик XV в римских одеждах и с лавровым венком восседал на коне на манер римского императора. Пьедестал окружали четыре аллегорические фигуры Добродетелей. К разочарованию монарха, истинное отношение народа не удалось прикрыть маской казенного прославления царственной особы. Не прошло и пары дней, как на шее лошади обнаружилась табличка с пасквилем:

Прекрасна статуя, прекрасен пьедестал...

Бедняжки Добродетели стоят,

Порок уселся на коня, нахал!

Конечно, революции статуя монарха не пережила. Ее место заняла огромная статуя Свободы. Площадь же получила название Революции. Именно здесь после предварительных испытаний была установлена «государственная бритва», то есть знаменитая гильотина. И первой ее жертвой 21 января 1793 г. стал Людовик XVI. Затем последовали новые казни, и в числе прочих под нож попали и те, кто еще недавно сам выносил смертные приговоры, в частности пламенный трибун революции Максимилиан Робеспьер.

С тех пор любая революция неизбежно пожирает своих зачинщиков, что, впрочем, не отталкивает от вооруженной борьбы новые и новые поколения революционеров.

В 1795 г., когда французский народ устал от рек пролитой крови, общественный вектор сменился на противоположный. Площадь получила нынешнее, символическое название.

В начале XIX в. свое архитектурное завершение получила еще одна градостроительная ось Парижа, пересекающая Большую ось под прямым углом как раз в центре площади Согласия. В 1807 г. началось строительство церкви Мадлен. Ее греческий портик завершает перспективу Королевской улицы, проложенной еще Габриэлем между зданиями северной стороны. А с юга новую ось замкнул аналогичный портик, пристроенный к бывшему Дворцу Бурбонов, ныне зданию Национальной ассамблеи. Получилась цельная городская площадь, в пространстве которой течет широкая река, – уникальный случай в истории градостроительства.

В XIX веке площадь Согласия подверглась некоторой перестройке под руководством архитектора Итторфа. Был засыпан ров вдоль сада Тюильри, облюбованный проститутками. У въезда на Елисейские Поля установили еще одну пару конных статуй, зеркально к тем, что стоят у входа в сад Тюильри.

На смену павильонам по углам площади пришли статуи в честь восьми крупнейших французских городов: Страсбурга, Лилля, Руана, Бреста, Нанта, Бордо, Марселя и Лиона. Позже, в то время когда Страсбург принадлежал Германии, лицо его статуи было скрыто черной траурной вуалью.

Обелиск был в 1829 г. подарен французскому правительству египетским вице-королем Мехметом Али. В 1840 г. он был торжественно установлен в центре площади, которая с тех пор обрела окончательный вид.

Фонари, которые украшают площадь, изготовлены по чертежам того же Итторфа. Их форма одновременно и символична, и утилитарна. За основу взята идея ростральной колонны, знакомой каждому россиянину по Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Здесь носы кораблей служат подставкой для ламп и в то же время напоминают о гербе Парижа, на котором изображен качающийся на волнах кораблик, и о военно-морском министерстве неподалеку. Богатый многоцветный декор фонарей включает в себя жемчужины, пальмы, листья аканта, якоря, морских коньков и многочисленные мифологические фигуры. Шары, которыми увенчаны фонари, перекликаются с формами балюстрады министерства.

Фонтаны, украшающие площадь, появились тоже благодаря Итторфу. Они напоминают римские на площади Св. Петра и тоже призваны славить военно-морские успехи державы.

Площадь Согласия стала первой парижской площадью, выполняющей роль крупного транспортного узла. В дальнейшем аналогичную задачу ставили при застройке большинства столичных площадей, что привело к особому парижскому своеобразию их «звездчатого» облика. Самый яркий образец так и назвали площадью Звезды, лишь впоследствии добавив к ее наименованию имя президента Шарля де Голля.

< к предыдущему памятнику

к следующему памятнику >

Как найти

Проезд: ст. м. Concorde  (линии 1, 8, 12), автобусы  24, 42, 52, 72, 73, 84, 94


Просмотреть увеличенную карту

 

Главная страница

 Достопримечательности Парижа

 Архитектурные памятники Парижа

© 2009, Пилот и Штурман

Designed by Пилот Ну не мастер я, не мастер...

Рейтинг@Mail.ru