Главная страница > Достопримечательности Парижа > Архитектурные памятники Парижа > Центр Помпиду

  

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

ЦЕНТР ПОМПИДУ

Centre national d'art et de culture Georges-Pompidou

С любезного разрешения издателя в этом разделе сайта использованы материалы из нашего путеводителя "Прогулки по Парижу".

 

Наступать несколько раз на одни и те же грабли, как известно, считается признаком небольшого ума. А вот парижане, точнее – парижские власти, которым в уме, казалось бы, не откажешь, делали это с завидной регулярностью. В историческом центре Парижа проектировались и возводились сооружения, выглядящие настоящей пощечиной общественному вкусу. Возникали шумные споры, переходящие в скандалы, писались петиции, сочинялись частушки... А потом все утихало, чтобы через несколько десятков лет повториться вновь.

Так, сооружение Эйфелевой башни в свое время вызвало такой бурный протест, что сегодня и представить невозможно. Но все улеглось, к новому чуду света привыкли и даже его полюбили. Из ненавистной железяки башня превратилась в символ Парижа.

Тогда история повторилась. В 1969 г. президент Франции Жоржа Помпиду заявил: «Я страстно желал бы, чтобы Париж обладал культурным центром, который был бы одновременно и музеем, и очагом творчества». Тут же объявили международный конкурс, собрали за два года 681 проект, изучили их и назвали победителей: итальянец Ренцо Пьяно и англичанин Ричард Роджерс.

Пьяно и Роджерс задумали огромный куб с прозрачными стенами-экранами и совершенно свободный внутри. Его пять этажей — это пять громадных пустых площадок, без стен и без какой-либо внутренней структуры. Тем самым архитекторы дали возможность использовать максимально свободную планировку внутренних помещений с помощью съемных перегородок.

А для этого, по словам итальянского архитектора, надо было «вынести все внутренности наружу, показать машину». Вот и оказалось все оборудование на фасадах здания. Водопроводные трубы — зеленого цвета, трубы с электропроводкой — желтого, а коридоры для движения людей и лифты — красного.

В 1977 г. Центр Помпиду распахнул двери для публики. Больше похожий на газовый или азотно-туковый завод, весь опоясанный разноцветными трубами и стальными конструкциями, напоминающими неснятые строителями леса, он шокировал парижан своим внешним видом так же, как в свое время его старшая железная сестра.

Реакция, естественно, была бурной. Парижане и туристы ехидничали вовсю. Но шли в Центр Помпиду толпами. Как и в случае с башней, отторгнутое стало популярным. Новое здание быстро сделалось очередным символом Парижа, а заодно и местом встреч творческой интеллигенции. А на обустроенной перед ним площади и сейчас собираются молодежь и туристы.

Так сбылась мечта Помпиду. Самыми посещаемыми стали публичная — и бесплатная! —библиотека и музей современного искусства (а какое еще искусство можно было выставить в таком здании?) Эскалатор на главном фасаде, рассчитанный на 5000 человек в день, перевозил в пять раз больше. В конце концов конструкции не выдержали и потребовали капитального ремонта, который и начался в 1997 г.

В ходе ремонта и после него в первоначальный замысел пришлось внести некоторые изменения. Был построен шестой этаж — еще несколько сот метров дефицитной площади. На террасе крыши появился экстравагантный ресторан. Эскалатору облегчили задачу: теперь по нему разрешено подниматься только посетителям музея и выставок.

И самое главное — первоначальную прозрачность сохранили только стены вестибюля. На верхних этажах пришлось защитить произведения искусства непрозрачными стенами-экранами.

Но дело новаторов не пропало даром. С их легкой руки парижские архитекторы стали преклоняться перед прозрачностью и использовали идею прозрачных стен во все новых и новых сооружениях. Высшее свое воплощение эта идея нашла в знаменитой пирамиде, буквально воткнутой посреди Лувра.

Естественно, она тоже вызвала неприятие и самые яростные споры. И тоже быстро превратилась в символ Парижа...

Любопытно, что Центр Помпиду демонстрирует не только новаторство его создателей, но и классическую архитектурную традицию, просто это мало кто замечает. Ведь на протяжении многовековой истории архитектуры одни стили пытались скрыть конструкцию здания, а другие, напротив, раскрыть ее взгляду зрителя. И в этом смысле Центр Помпиду является прямым наследником греческого ордера, готического каркаса и советского конструктивизма.

< к предыдущему памятнику

к следующему памятнику >

Как найти

Официальный сайт (англ.)

Адрес: place Georges Pompidou

Проезд: ст. м. Rambuteau (линия 11), Hôtel de Ville (линии 1, 11), Châtelet (линия 1, 4, 7, 11, 14), Châtelet – Les Halles (RER A, B, D) автобусы  21, 29, 38, 47, 58, 69, 70, 72, 74, 75, 76, 81, 85, 96


Просмотреть увеличенную карту

 

Главная страница

 Достопримечательности Парижа

 Архитектурные памятники Парижа

© 2009, Пилот и Штурман

Designed by Пилот Ну не мастер я, не мастер...

Рейтинг@Mail.ru