Главная страница > Достопримечательности Парижа > Архитектурные памятники Парижа > Вандомская площадь

  

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

ВАНДОМСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Place Vendôme
1702–1720 гг.

С любезного разрешения издателя в этом разделе сайта использованы материалы из нашего путеводителя "Прогулки по Парижу".

 

Одна из самых роскошных площадей Парижа появилась в результате банальных земельных спекуляций, удачных и неудачных. В конце XVII в. архитектор Жюль Ардуэн-Мансар с помощью группы финансистов купил находившийся здесь Отель де Вандом, бывшую резиденцию Герцога Вандомского, сына короля Генриха IV и его любовницы Габриэль д'Эстре. Покупатели рассчитывали снести старые здания, разработать проект застройки и распродать землю по участкам.

Спроса предложение не вызвало, а деньги надо было «отбивать». Тогда на помощь пришел вошедший в долю суперинтендант королевских резиденций Лувуа. Он уговорил Людовика XIV приобрести эту землю, чтобы возвести на ней конный памятник его величеству. Обрамлением же монумента должна была служить прекрасная площадь.

Предложение о самоувековечении было благосклонно принято, король купил участок, а статую поручили делать Франсуа Жирардону. Ардуэн-Мансар принялся за разработку нового проекта, более приличествующего задаче прославления Короля-солнце.

В 1698 г. король не без выгоды продал свою землю городским властям на условиях, что они и статую поставят, и проект Ардуэн-Мансара реализуют. Это и было сделано уже в следующем году. Правда, к этому времени были выстроены только фасады, а здания за ними достраивались уже позже, вплоть до 1720 года. Но главные цели были достигнуты: государь в античных одеяниях простирал руку с высоты монумента, архитектурные декорации вокруг создавали необходимый фон, да и денег все участники операции выручили немало.

Конная статуя не пережила революции, ее свергли с постамента и отправили в переплавку. Чудом спасся кусок левой ноги короля, который теперь хранится в Лувре. А вот площадь дошла до наших дней в почти неизменном виде и стоит того, чтобы внимательно ее рассмотреть.

Ардуэн-Мансар изящно избавился от темных дальних углов, впервые в парижской практике «срезав» их и превратив тем самым четырехугольный план в восьмиугольный. Элегантные угловые павильоны с фронтонами, поставленные диагонально к длинным сторонам, придают ансамблю завершенность и своеобразие.

Фасады зданий основаны на найденной Ардуэн-Мансаром трехчастной формуле, столь удачной, что она стала впоследствии стандартом де-факто для парижской застройки. Два основных этажа, собранные воедино сквозными пилястрами, опираются на рустованную ложную аркаду и увенчиваются высокой крышей со слуховыми окнами.

Каждая сторона Вандомской площади «усилена» центральным портиком с полуколоннами и фронтоном. Выраженной горизонтали карниза вторит линия, отделяющая аркаду от жилых этажей. Вместе они крепко «собирают» ансамбль по периметру площади. По первоначальному проекту на всех крышах чередовались круглые и прямоугольные слуховые окна, но впоследствии часть круглых была переделана, чтобы увеличить количество света во внутренних помещениях­.

Двум жилым этажам была придана различная архитектурная трактовка. Нижний, самый престижный, сделан заметно более высоким и украшен хоть строго, но богато. Окна же верхнего этажа получили более скромное обрамление.

Завершает ансамбль Вандомская колонна в центре площади. Она появилась в 1806 г. по приказу Наполеона, желавшего увековечить свою победу под Аустерлицем. Для ее изготовления переплавили 1250 австрийских и русских пушек, захваченных французами в этой битве в качестве военных трофеев.

Французский император не только попирал современную ему Европу, но и мечтал превзойти Древний Рим, а потому приветствовал имперский стиль, заимствованный у Вечного города. Триумфальные арки «срисовывались» с римских оригиналов, а для памятника на Вандомской площади образцом послужила колонна Траяна. С нее были скопированы не только пропорции, но и фриз с барельефами, лентой обвивающий колонну снизу доверху.

Сорок мастеров работали над шестьюдесятью шестью барельефами, пытаясь в исторических подробностях запечатлеть ход военной кампании 1805 года. Им это удалось, но разглядеть все детали нет никакой возможности: колонна слишком высока.

Любопытно, что торжественное открытие памятника в 1810 г. прошло скромно, без привлечения излишнего внимания. В тот год Наполеон женился на австрийской эрцгерцогине Марии-Луизе, и ему не хотелось лишний раз напоминать австрийскому дому об унизительном поражении.

Несмотря на передовые архитектурные идеи в разработке фасадов, концепция площади как таковой у авторов проекта осталась архаичной. Она не задумывалась как узел городской структуры, а потому не стянула к себе городские магистрали, не организовала пространство за своими пределами. Поэтому на Вандомскую площадь можно прийти только целенаправленно, вольное течение улиц вряд ли вынесет сюда случайного пешехода.

Архитекторы всего лишь раздвинули плотную ткань парижской застройки, тогда все еще средневековой, и обустроили освободившееся место единообразными зданиями, расположенными строго по периметру. Сам по себе ансамбль эффектен, но стоит выйти за его пределы, как он полностью пропадает из вида. То же самое относится и к более старым площадям Дофина и Вогёзов. Позднее новую градостроительную концепцию продемонстрировала площадь Согласия.

< к предыдущему памятнику

к следующему памятнику >

Как найти

Проезд: ст. м. Tuileries (линия 1), автобус 72


Просмотреть увеличенную карту

 

Главная страница

 Достопримечательности Парижа

 Архитектурные памятники Парижа

© 2009, Пилот и Штурман

Designed by Пилот Ну не мастер я, не мастер...

Рейтинг@Mail.ru